Все новости
КОЛУМНИСТЫ
7 Октября 2020, 19:12

Агрессивные «мультики» для потребителей

Реклама, предложения различных услуг в последнее время, десятилетие настолько стали навязчивыми, что в пору это назвать агрессией. Захватническим нашествием на наше личное пространство. И хочется бить во все колокола, топать ногами от негодования. А то и в рыло въехать тянет, ибо их назойливость не знает меры. Не звучит почему-то в их подсознании команда «стоп». И нет тормозов как таковых.

На подмостках двадцать первого века мы в какой-то мере уже привыкли к демонстрации целых блоков рекламных роликов во время трансляции художественного фильма или развлекательной телепрограммы. Приняли давно как данность. Ещё в годы девяностые мы уже поняли «пользу» этих ярких финтифлюшек, и в какой-то степени обернули их в свою пользу. Когда начинались эти «весёлые ролики-мультики» – мягко назовём их так – мы уходили на кухню вскипятить чайник, покурить, или, попросту говоря, исполнить некие физиологические потребности. Сей перерыв случался на благо человечества. Таким образом и раздражение сходило на нет. Ну, хвастаются они стиральным порошком Tide и пусть – от радости той нисколечко не чешется селезёнка. И вроде как яблочки свои не поливают гадостью. Лепота! Даже в какой-то мере мы полюбили рекламную шелуху с телеэкранов. Посыпались мемы, народные шутки. Да, реклама нам стала как родная… как тёща или послушная падчерица.

Современная реклама, пиар-ход – агрессия и регрессия.
Помимо прочего, бодрили ум в годы лихие, частично нулевые, наши отечественные коробейники, предлагающие всякую утварь прямо на улице. С ними чрезвычайно весело – не соскучишься. Подходил один, к примеру, с набором пластиковых тазиков с нарисованным цветочным букетом на дне. И принимался нахваливать свой товар… Языком гладко щёлкал как лектор в институте. Слушать такого соловья было в радость. И так и эдак рассказывал про тазики. Чуть ли не жонглировал ими. Хотя действительно жонглировал – и выполнял то действо мастерски, словно лет десять он в цирке работал. Забавляли, грели сердечко и иные манипуляции с тазиками: то постучит по ним, как по барабану, то на голову оденет, якобы это надёжная защита от дождя. Он, упоённый собственной сладкоголосой речью, намеревался даже усесться в один из тазиков, желая показать таким способом его универсальность. Можно, оказывается, и сидеть на них, наслаждаясь окружающими красками жизни. Но что-то его остановило. Возможно, знак свыше узрел, намекающий ему, что с продукцией всесильной компании не должно так поступать. Да и технические сбои вероятны… с тазиками.
Ну, разве не изумителен портрет уличных торговцев? И почему нет современных полотен, посвящённых талантливым языкастым искусникам?
Но грянула ненароком компьютерная эпоха, в некотором понимании – техническая революция! И она в нашей стране как раз пришлась на сытые годы. Почти в каждой семье появился монитор-кубик с блоком системным, а к нему при явном желании подключали интернет. И в бой пошли интернет-серфингисты, молниеносно листая страницы, благо что скорость в 10 Мб позволяла. И само собой во всемирной паутине без рекламы никак. И запрыгали «лишние» картинки, замелькали нервно перед пользователями, как бельмо на глазу. Картинки-окошки, что умеют прыгать и бегать. А уж писем… спам повалил многочисленною толпою, и нет от бедствия стопроцентного спасения. Вот где началось явное раздражение. Вот где начал пробуждаться бес. И с каждым разом механизмы воздействия вездесущей рекламы только усовершенствовались. Что уж говорить, если сами разработчики Windows на сегодняшний день начинает планомерно «вшивать» рекламу на свои продукты. Или они это делали достаточно давно, но мы воочию не видели. Реклама идёт в атаку на потенциальных покупателей и «клином», «терцией» и «кубанской этажеркой». Да по-всякому! Конечно, по сегодняшний день умельцы, немножко знающие пользователи, устанавливают дополнительные приложения в браузерах для блокировки ненужной гадости-радости, мощные антивирусные программы, чтобы хотя бы не наслаждаться раздражающими окошками, что тут и там выскакивают. И разработчики разных программ, что давно наплевали на чистоту своих продуктов, тоже усыпали свои творения рекламой.

Реклама – двигатель прогресса, но почему-то раздражает как изжога, как дырявый носок на ноге.
Многие до сих пор помнят старый многосерийный фильм «Мираж», снятый по роману Джеймса Х. Чейза на Рижской киностудии в 1983 году. Советского зрителя потрясали некоторые сцены, а именно просмотр телевизора главными героями в домике кемпинга (летнего лагеря) для автотуристов. С лоснившимися сонными глазами они поглощали постоянно идущие вставки рекламы… американской рекламы. Порой возникали наивные вопросы, якобы они только рекламу и смотрят? У них в основном её и показывают? Носите же, блин, – «…джинсы Lee Cooper». И в чём-то им и завидовали. У советского телезрителя такого счастья поди и не было. Впрочем, помнится, редко, но случалось. И, кажется, по второму каналу чаще показывали, всего лишь пару-тройку нарезок, и то не каждый день. Про телевизоры «Рекорд», «Славутич», пылесос какой-то… В годы перестройки стало рекламных трансляций чуть больше, что казались весьма занимательными – появилась актёрская игра. С приходом новых веяний свой «голос» добавила компьютерная графика, правда, на тот момент примитивно-пиксельная. Помните то протяжное баритоном человеческое звучание – «Мааа-улз». Крысота да и только! Постсоветские граждане плакали как дети от прихода госпожи Рекламы, сей диковинки. И как дикари начали её пожирать всеми глазами, ушами. Ведь тогда многие верили, как «умалишённые», всему, что говорили, демонстрировали… обезьянничали. Показателен пример с МММ-пирамидой, с Лёней Голубковым в том числе. Ух, как народ кинулся швыряться своими деньгами, в надежде получить баснословные с них проценты!

Рекламная агрессия показала свой оскал, остроконечные клыки.
Опять из закоулков памяти вспомнилось нечто – одна телевизионная постановка, что-то вроде серии «Фантастика» по произведениям известных писателей-фантастов Рэя Брэдбери, Роберта Шекли, Филиппа Дика и многих других именитых авторов. Телевизионный спектакль (короткометражка) снятый в перестроечный период, и тематика прослеживалась предпочтительно о грядущем XXI веке. И один персонаж, которого играл актёр Авангард Леонтьев, жутко куда-то торопился: наверное, на работу. На своём пути он то и дело натыкался на торговца, что ему навязчиво предлагал купить что-нибудь. У торговца-коробейника на внутренней стороне пиджака висели шоколадки, жевательные резинки, пакетики с карамельками и прочая мелкая снедь. Понятно, что тому не до покупок, успеть бы… Но коммивояжёр слишком упёрт – продать, продать. И долго он стеснительного гражданина обхаживал. То исчезал, то появлялся снова. И на станции метро он снова нарисовался перед ним с ослепительной улыбкой на лице. И снова замелькали шоколадки, конфетки, цукаты. И, по непонятной воле судьбы, стеснительный гражданин, совсем уж рассердившись на торговца, толкает его слегка… Как может, набравшись смелости, толкнуть хиленький слабак здоровенного накаченного мужика, который даже не шелохнётся от удара. Но здесь продавец падает моментально и прямо на рельсы. Тут электричка… Нет более прилипчивого коробейника. Идёт показательный суд и стеснительного гражданина приговаривают к смерти за убийство… за убийство торговца-андроида. Робота, значится. И в зале суда сидел улыбающийся своей ослепительной голливудской улыбкой тот самый недочеловек.
Смысл очевиден, и разжёвывать его не имеет смысла. Но тогда удивил другой факт. И чего они, американцы, так недолюбливают людей, предлагающих прямо на улице свой товар? Чего в этом такого зазорного? Ну купил бы у него шоколадный батончик – и всё обошлось бы, без потрясений. Тогда было не понять, что практически насильно предлагаемый товар, что не к месту и не ко времени, в принципе «зло» современного мира. О качестве рекламируемого товара вообще отдельный разговор и разбираться надлежит очень долго на кухоньке… в аду.

А что творится в последнее десятилетие? Люди перестали отвечать на незнакомые телефонные звонки, и не из-за возможных мошенников или злобных коллекторов, а просто и там – реклама. Звонят операторы от стоматологии, от банка, юристы, сами МТСники, Билайновцы, Мегафоновцы… да все звонят, «бомбят», предлагая свои услуги. И ладно бы звякнули разочек. Это нормально, это человечно, но ведь день за днём тренькает телефон с незнакомыми номерами. Откуда такая мощная, массированная агрессия? За агрессией, как правило, следует регрессия, спуск…
Да, самих «звонарей» немножко жалко, ибо это обычные операторы, сидящие на телефоне, которым поставили топ-менеджеры задачу – набрать определённое количество... подписчиков, пациентов, клиентов. И за выполненную работу бонусы – вот вам пряник! Но и жалость тут же улетучивается, если телефон твой не знает покоя. Однако «чёрный список» малость спасает. Телевидение пестрит каналами «магазин на диване», которые теперь ведут наступление и на другие каналы, крадя и там минут пять-десять на похвалу, скажем, изумительных штор с берёзками. Придёшь в банк за готовой кредитной картой – и там предлагают добавочные услуги за дополнительную плату. Куда не кинь – всюду, блин, Она – вечная и не убиваемая!
Хочешь жить – умей рекламировать!
Разумеется, что любой человек, далёкий от маркетинга и менеджмента PR, отчасти понимает, что без рекламы уже и каши не сварить. И далеко не ускачешь, сидя в мешке из-под картошки. Она в былые времена являлась двигателем прогресса, сейчас скорее сущность прогресса. Ибо готового товара может ещё не быть или вообще не появится в обозримом будущем, а вот демонстрация «возможного продукта-изделия» уже есть. Мы живём в зазеркалье рекламных страстей. Грех? Только вверх? Некая божественная сила? Или дьявол во плоти? Горит желание выразить и таким способом: «Реклама – это оборотная сторона личной завуалированной жизни». Она выгоняет тебя наружу из собственной ракушки, футляра.


И по рекламе всегда ясно, чем же сейчас дышит цивилизация. Часто показывают лекарственные препараты, а значит, со здоровьем не всё гладко у населения. Кошачьи корма – закормили, ясно же как день, своих четвероногих этим – просто жуть! И что характерно, почти все уразумели, что верить сполна рекламе никак нельзя. Но нет, непреднамеренно (и отчаянно) всё же приобретаем, ибо пёстрое изображение с экрана подсознательно отложилось у нас на подкорке. Пойдём да купим этот окаянный майонез «Махеевъ», или какой там сейчас – наивкуснейший и поядовитее будет?
И возвращаясь к самой сути агрессивной рекламы, стоит сказать… поблагодарить: «Спасибо огромное, хоть во сне мы не видим липкую, навязчивую, треклятую рекламу!». Или зря радуемся, источая ликование? Возможно, в скором времени, благодаря передовой науке, нанотехнологиям и в сновидениях … Red Bull начнёт окрылять, и кто-то побежит трусцой с «жёлтой упаковкой» по стене небоскрёба.
Алексей ЧУГУНОВ
Читайте нас: