Все новости
КОЛУМНИСТЫ
2 Октября 2020, 17:30

Страсти по Шаймуратову

Так был ли конкурс? Объявленный в республике Год эстетики населенных пунктов проходит по понятным причинам не совсем так, как задумано. Тем не менее, в городах креативничают уличные художники, в районах облагораживают скверы и аллеи, в Уфе появляются новые арт-объекты – разного достоинства.

Естественно, в столице не могли обойти вниманием и Советскую площадь, некогда – центр всевозможных праздников, официальных и для души. Самая красивая и душевная елка, к слову, была именно там. И именно ее преображение послужило началом ожесточенных дебатов – в прессе и в соцсетях. Амбициозные планы главы республики, высказанные в тех же соцсетях, вполне можно понять и поддержать: площадь действительно заслуживает большего, нежели быть просто парковкой для близстоящих организаций, а именно в это она и превратилась в последнее время.
«Этот проект в череде других для меня один из самых важных – мы хотим, чтобы Советская площадь в Уфе стала, по сути, нашей Красной площадью, главной площадью. Здесь мы планируем проводить самые важные мероприятия, а люди смогут просто отдохнуть и погулять.
В центре площади установим памятник нашему легендарному земляку, командиру 112-й Башкавдивизии Минигали Шаймуратову. Решение о том, что памятник будет именно здесь, мы приняли, а вот каким он будет, пока еще вопрос открыт. Мне очень интересно ваше мнение, каким вы видите памятник Шаймуратову? Пишите, вместе обсудим», – обратился Радий Хабиров к уфимцам на своей страничке в соцсетях.
И дело пошло. В конце июля Радий Хабиров проанализировал ход реконструкции. Как сообщил гендиректор подрядной организации «БНЗС» Руслан Мавлияров, все работы идут по графику. В ближайшее время строители приступят к укладке гранитного покрытия. Первый этап проекта планируется завершить к 10 декабря. Реставрация фасадов и капремонт прилегающих улиц – к 30 сентября 2021 года.
По поводу вырубки или сохранении зеленого наряда площади, участи, собственно, самой парковки писано и сказано немало, так же, как и о памятнике легендарному генералу, долженствующему гордо украсить площадь. Вот на этом пункте и хочется остановиться поподробнее.
Начнем с того, что одним из главных аргументов установки скульптуры именно здесь, по мнению начальника главного управления архитектуры и градостроительства администрации Уфы Олега Байдина, высказанного еще весной на слушаниях, является тот факт, что именно с площади уходила на фронт героическая 112-я дивизия под предводительством генерала. Это мнение, кстати, разделяют многие. Между тем, до середины 50-х годов на площади находились деревянные дома, уборные и сараи. А Башкавдивизия формировалась в Деме: кто не верит – добро пожаловать на улицу Левитана, 27, где находится музей дивизии.
Генерал Шаймуратов, бесспорно, заслуживает всяческого внимания и почестей – удивительно, что засуетились по этому поводу только сейчас – а значит, памятник ему просто обязан стать одним из главных точек притяжения города, и создан не абы как, а в результате строжайшего конкурса, в котором приняли бы участие самые известные скульпторы страны. Тем более в столице уже имеется очень серьезный конкурент: монумент Салавата Юлаева, известный не только в Уфе, но и далеко за ее пределами, и сравнения тут неизбежны.
Между тем, радостно растиражированный СМИ облик памятника по сути взялся ниоткуда: вопреки утверждению того же О. Байдина конкурса, похоже, не было. Вообще-то, как сообщили в министерстве культуры РБ, он был объявлен еще прошлым летом, 2 августа, но по каким критериям был выбран победитель, петербургский скульптор Александр Спиридонов остается неясным.
Позволю себе высказать чисто субъективную точку зрения по поводу выбранного эскиза. Как сообщил Спиридонов, концепция памятника предполагает увековечивание памяти не только легендарного генерала, но и подвиг воинов дивизии. Поэтому помимо конной скульптуры Минигали Шаймуратова, который как бы осматривает площадь сверху, на постаменте разместятся горельефы с изображением наступающей конницы, а также барельефы, отражающие этапы биографии генерала. Кроме того, на бронзовых табличках будут высечены фамилии Героев Советского Союза, воевавших в составе дивизии. Замыслы, как видно, масштабные, но воплощение с субъективной точки зрения (творчество, по сути, вообще вещь субъективная) – кажется несколько карикатурным. На громадном постаменте с горельефами, барельефами, табличками, оттягивающими все внимание, просто теряется фигура самого генерала.
А коль скоро площади вознамерились вернуть статус места проведения главных праздников года, как, интересно, будет смотреться рядом и вокруг грандиозного монумента новогодняя елка с городками, горками, избушками с вкусно пахнущими на морозе блинами?
По поводу же самой концепции заслуженный архитектор РБ Дмитрий Винкельман считает: «Советская площадь – это очень важная точка в городе и надо было провести конкурс по ее проектированию. К слову, та же стена фонтана перед памятником – это с моей субъективной точки зрения не очень правильно. В одном из интервью я сказал, что получается монумент командующему морским десантом».
Между тем, ничуть не умаляя достоинств автора макета и победителя Александра Спиридонова – кстати, очень известного мастера, считающегося, «одним из самых ярких и активных скульпторов России, создателя уникального для России и мира проекта – Sculpt Art School, на котором скульптуре и анатомии обучаются новички и профессионалы по всей стране» – хотелось бы познакомиться и с другими работами конкурса, если таковой вообще был.
Так, один из проектов представляет несомненный интерес, хотя бы в силу того, что автор, как мне кажется, подошел к его созданию со всех точек зрения: профессиональной, безусловно, патриотической, национальной – на памятнике предполагается разместить символы из ислама.
Помимо всего прочего, упомянем, что мастер, уроженец Уфы, а ныне житель Санкт-Петербурга Илья Литвинов – большой знаток военного дела. Это можно назвать и профессиональным интересом и хобби, которому Илья отдается со всем пылом души, а потому с исторической точки зрения к его макету не придерешься.
Потому нелишне выслушать и его точку зрения, как человека профессионального. Столь значимый, по его словам, памятник, несомненно, должен нести смысловую, прежде всего нагрузку, а не являться просто «мужиком на коне», безо всяких эмоций. Создание конной статуи, считает Илья – это высший пилотаж в скульптуре. На идею сделать композицию статичной, а не динамичной, его и архитектора Евгения Черепанова натолкнула одна из архивных фотографий Шаймуратова, где он сидит на коне перед боем.
«Я изучил очень много архивных фотографий полководцев Красной Армии, массу кинохроник, снятых перед боем. Они все абсолютно спокойные, с бесстрашием в глазах. Им все равно, что за враг перед ним. Именно этот дух бесстрашия и воинского покоя я хотел отразить в своей работе: военачальник не может быть суетным – от него зависит исход сражения. И этим бесстрашием он заводит всех остальных. Я надеюсь, что все это мне удалось передать, – рассказывает он. – Самое же важное в самой скульптуре – заряжать окружающее пространство определенным духом. Если это есть, то она уже начинает жить своей жизнью».
Скульптор не оставляет надежды поучаствовать в конкурсе, судьями в котором были бы простые горожане: ведь, в конце концов, все это делается для них.
За ситуацией с Шаймуратовым Илья наблюдает уже год, видимо, с того самого таинственного конкурса. А за личностью самого генерала – уже лет десять. «Он был исключительно талантливым полководцем, анализирующим каждое свое сражение», – считает Илья. Небольшой бюст Шаймуратова, который Илья лепил лет 20 тому назад, ныне находится в Республиканском музее Боевой Славы. Так что путь мастера к созданию памятника достаточно почтенный, генерала по внешности он знает как родного. И с основанием утверждает, что портретного сходства в представленном проекте маловато. Да это сможет подтвердить любой человек и не являющийся скульптором – фотографии генерала широко известны. Кстати, с этим согласны и эксперты: в скульптурной работе Ильи Литвинова образ Минигали Шаймуратова представляется наиболее точным. Также не вдохновил Литвинова и огромный постамент, не соответствующий размерам самой скульптуры, решенный в советском стиле и вовсе не вписанный в окружающий архитектурный ландшафт, так как стилистика архитектуры Советской площади спорна, считает он.
Безусловно, я не агитирую за то, чтобы установить на площади монумент авторства Ильи Литвинова, как не претендует на это и он сам, готовый принять участие в конкурсе – но проведенном по всем правилам.
А пока мастер подарил макет Республиканскому музею Боевой Славы в Уфе, где по этому поводу открылась выставка одного экспоната «Наш герой». Планируется, что работать она будет вплоть до празднования Дня Республики. Между тем, как рассказал автор композиции, организация такой выставки произошла спонтанно, поскольку он привез эту работу просто в дар музею. На презентации Илья Литвинов представил свой проект – «Концепцию развития Советской площади в Уфе».
К слову, у Ильи есть и еще одно стойкое желание: сделать в Деме памятник 112-й дивизии – место уже присмотрено.
Мнение
Не в восторге от проекта-победителя и известный в республике карикатурист Камиль Бузыкаев, между прочим, автор скульптур, малых архитектурных форм, росписи, барельефов и мозаики. К предложенному варианту он относится равнодушно и высказал предположение, что прошедшим втихаря конкурсом дело не ограничится, должно и, скорее всего, будет еще творческое состязание – и не исключено, что сам он тоже примет в нем участие.
Досье
Илья Литвинов – уроженец Уфы, выпускник худграфа БГПУ, скульптор международного уровня. Работает как в России, так и за рубежом. Учился на факультете скульптуры Российской Академии Художеств, получил диплом об окончании с отличием в 2010 году. Член союза художников России и UNESCO. Участник российских и международных выставок. Лауреат премий по скульптуре, среди которых премии имени Юрия Орехова, Валентины Матвиенко и Зураба Церетели. Работы находятся в частных коллекциях. Уфимцам знаком по «Аллее выпускников» перед главным корпусом УГНТУ.
Елена ШАРОВА
Читайте нас: