Наш уфимский врач-офтальмолог Э. Мулдашев, автор нескольких книг на тему поисков чудес света, порадовал нас небылицами о чудесной Шамбале. В каждой своей книге он клянется и божится, что все, написанное им, – чистая правда. И пещеры со спящими лемурийцами, и некие сомати, которые тоже спят и проснутся лишь тогда, когда на земле наступит кризис (чего бы им сейчас не проснуться?), и «город богов», и «каменный лазер», и «ворота Шамбалы», и «долина смерти», и «зеркала Яму», и искусственного происхождения гора Кайлас, похожая на пирамиду (а какая гора не похожа?). Много есть и иных фантазий в книгах Мулдашева, построенных на идеях Блаватской, давно развенчанной авантюристки и визионерки с неуравновешенной психикой.
Книги Мулдашева – это затянувшийся обман доверчивых читателей с целью хорошо продать чудесную «Шамбалу» в привлекательной мистической упаковке.
В 2006 году Русское географическое общество организовало экспедицию под руководством археолога А. Сальвачева по местам на Тибете, описанным Мулдашевым. Она документально подтвердила бредовость всех «правдивых» заявлений и «открытий» Мулдашева.
В западный мир понятие «Шамбала» ворвалось где-то в середине XIX века с легкой руки Елены Блаватской, автора книги «Тайная доктрина». Она уверяла, что в чудесной Шамбале живут некие бестелесные существа, учителя человечества – махатмы, которые присматривают за всем человечеством и передают избранным инструкции относительно того, «как жить дальше». Объединены эти махатмы в некое «Белое братство» – нечто вроде тайного Всемирного правительства.
Одиозный барон Унгерн, который сражался в рядах 2-й белой армии генерала Самсонова, где-то в 1919 г. сформировал в Сибири свою Азиатскую дивизию из бурятов и монголов. И объявил себя царем Шамбалы, которая-де спасет мир от большевиков. Самого себя барон считал наследником как Чингисхана, так и Романовых одновременно. В 1920 году барон взял с боем Улан-Батор (Ургу) и объявил себя еще и гуннским богом войны – Маяхавкалой. Была истреблена половина населения города. Амбициозный барон планировал создать свою собственную империю по образцу империи Чингисхана. Он намеривался получить власть не только над людьми и миром, но и над временем. В 1821 году Унгерн был арестован и расстрелян большевиками.
После окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке чрезвычайный интерес к Шамбале проявили и советские функционеры – Чичерин, Блюмкин. Был организован ряд экспедиций в Лхасу, где якобы нашлось некое «высшее знание» строительства и усовершенствования социализма. В этой работе участвовали и знаменитые живодеры Глеб Бокий и Яков Агранов. Однако на поиски Шамбалы отправили только одного Якова Блюмкина, известного террориста, убившего в 1928 году посла Мирбаха. Блюмкин вместе с экспедицией Н. Рериха прошел весь тогдашний Тибет и Западный Китай до Индии.
В 1925–1932 гг. Н. Рерих, вопреки существующей еще и до сих пор легенде, никакой Шамбалы не искал. Целью его экспедиций было провозглашение Рериха главой западных буддистов, объединение Сибири с Монголией, Тибетом и Калмыкией. Экспедиции Рериха финансировались США и имели американский статус. Но тибетский далай-лама так и не пустил их в Лхасу. Миссия Рериха закончилась ничем.
Германские нацисты тоже проявляли интерес к чудесной Шабале, но и их эмиссары из «Ананербо» ничегошеньки не обнаружили. Зато теперь вот Шамбалу нашел уфимец Э. Мулдашев...
Такого понятия, как «Шабала», нет практически ни в одном русскоязычном словаре. Зато есть оно в словаре любого компьютера. А в уникальной советской энциклопедии «Мифы народов мира» имеется слово «Шамбхала» как название некоей сакральной страны из буддийской мифологии, описание которой содержится в известных науке буддийских текстах – тантрах. Например, в «Калачакра-тантра».
Согласно этому тексту, страна Шамбхала располагается где-то к северу от мифической реки Сита, отожествляемой иногда с Амударьей и/или Сырдарьей. Ее окружают восемь заснеженных гор, имеющих форму лепестков лотоса, что уже указывает на мифопоэтическое происхождение горной Шамбхалы. В центре страны – столица со жреческим храмом или дворцом царя. А в городском парке находится так называемая мандала.
Графически смысл такой философии представлен мандалой в виде внешнего круга с вписанным в него квадратом и другой графической символикой. Слово «мандала» на древнеиндийском языке означает «круг», «сфера», а также «страна». Отсюда и «Шамбхала». Внешний круг всякой мандалы обязательно включает в себя квадрат, ориентированный по странам света, с четырьмя массивными Т-образными вратами. Все эти врата как бы продолжаются за пределы основного круга, куда-то вовне, за абрис нашей Вселенной. Отсюда и все нынешние порталы переходов в иные миры, «звездные врата» квазинаучной фантастики. С другой стороны, любые врата продолжаются и вовнутрь, к центру мандалы. Но об этом разговор несколько ниже.
На множественных вариабельных изображениях мандалы есть и круг гор, ассоциирующийся с восемью лепестками обожествляемого всеми буддистами лотоса. И даже некое антропоморфное изображение в самом ее центре – как символ жизни, человека или божества.
К тому же всякая мандала еще и символизирует «колесо времени», «колесо бытия», «колесо сансары». Вместе с тем она – план, карта космоса, на основании которой должны планироваться границы всякой стран, ее городов, дворцов и храмов, пирамид и зиккуратов. «Чтобы построить Дом Солнца, надо описать круг, вписать в него квадрат и зажечь в центре огонь жизни», – наставляется в архидревних руководствах по возведению культовых строений. Археологи считают, что именно по схеме мандалы возводились все мегалитические сооружения Тибета и кромлехи Англии, например Стоунхендж. Более того, мандала – это еще и символ мирового древа или трехъярусного мира.
Принцип мандалы крайне распространен и универсален. Он лежит в основе современных теорий и практик глубиной психологии. В основе прикладной медицины с ее психотерапией – гипнозом и самогипнозом, психоанализом и психотехникой нейролингвистического программирования. Выдающийся психолог и психотерапевт прошлого века К. Юнг называл все это «психокосмической системой», на основании которой посредством медитации человек может выработать единый ритм взаимодействия с космосом.
Все наши беды, связанные с психосоматическим здоровьем, – результат нашего выпадения из общего природного порядка. Из общеприродных, стремящихся к гармонии ритмов Космоса. Так что всякая медитация с концентрацией на мандале предполагает соединение медитирующего человека с Вселенной, чтобы восстановить свою изначальную пульсацию ей в унисон. И именно в этом, а не в подпитке какой-то особой космической энергией все дело. Так как болезнь – это всегда аритмия и хаос, а здоровье – ритм и полная гармония.
Люди искони верили в чудеса и чудесные страны по образу легендарного Эльдорадо, какими бредили выдающийся писатель Киплинг и знаменитый путешественник Фоссет. А первой на всю катушку раскрутила колесо Шамбхалы, или Шамбалы, небезызвестная Елена Блаватская – русская писательница и путешественница. Особенно в книге «В дебрях Индостана» (под псевдонимом Рада-бай), где она описывает свое тайное проникновение в эту запретную страну в рогожном мешке с рисовой соломой.
Позднее Блаватская создает и теософскую доктрину – этакое эклектическое соединение мистики буддизма, иудейского оккультизма и раннехристианской апокрифики, поразившее воображение многих ее читателей и последователей. В их числе был и выдающийся путешественник и живописец Н. Рерих. И, наконец, наш уфимский врач Э. Мулдашев, избравший для своих писаний жанр чрезвычайно мистифицированной фантастики.
В наше смутное и лживое время подобная литературно-художественная мистика с нагромождением всевозможных чудес, выдаваемых за чистую правду, весьма востребована и популярна. Разумеется, все мы любим почитать и послушать о чудесах. Но совсем иное дело, когда они выдаются за чистую монету, за научную реальность и правду, а то и истину в последней инстанции...