По ком звучит набат
Все новости
КОЛУМНИСТЫ
7 Апреля 2020, 15:30

О залежах фольклора

Вот я тут подумал: во многих своих статьях восхваляю обращение к фольклору – мол, благодатная почва для идей, колоритные персонажи и всё такое. Но если поразмышлять еще, то нет ведь фундаментального-то использования сказаний и легенд: ну мелькнёт, например, Кощей в одном фильме, потом в другом, но это не то, чем стоит гордиться.

Я говорю о славянской мифологии прежде всего: скандинавы, греки – плавали, знаем. Где вот монументальная вещь целиком и полностью с атмосферой русского легендариума, чтобы, увидав, сразу захотелось закосплеить Бабушку нашу Ягу и сказать «русским духом запахло»? Нету, причём такая ситуация наблюдается повсеместно.
«А как же Мария Семёнова со своими романами?» – спросите меня вы. На что я отвечу, что это околославянские мотивы, вообще отдалённо на фольклор не тянет. А как же тогда «Ведьмак» нашего польского товарища Сапковского? Пусть кикиморы, упыри и прочее не сбивает вас с толку: там от «нашего» только название, а ярлык «славянское фэнтези» окказионально приклеился к Геральту из Ривии, да так, что уже и не отлепишь. Ещё как-то худо-бедно отечественная литература пытается апеллировать к русским сказкам, местами к мифологии, но это весьма специфично: тёмная рука европеизации добралась и сюда. Из последнего стоящего могу только вспомнить Андрея Рубанова с его «Финистом – Ясным соколом» (кстати, незаслуженно забытый персонаж).
Но если литература ещё «держит планку», то в кинематографе вообще глухо. Стабильно раз в три года (и тут сказочное число) выйдет какой-нибудь «Последний богатырь» без выдающихся славянских корней, помелькает сказочным колоритом и канет в недра списков фильмов от Disney. Ни о каком основательном подходе к мифологии нации речи не идёт. Возможно, тут проблемы с воплощением на тех же Велеса, Мокаш на экране, не знаю, но на подобное даже посмотреть любопытно. Даже если нельзя создать фильм на основе мифологии, то всегда есть анимация: вот там-то точно никаких ограничений нет.
Самое обидное не в бедности наличия вещей на мифологическом материале, а в том, что в использовании славянского фольклора нас обгоняют за рубежом. Не верите? Вот пример: в 2019 году скромная румынская компания «Breadcrumbs Interactive» делает красочную игру «Yaga» (это называется «угадайте про кого»). Да, игрокам предложили поиграть за Ивана-дурака да под распевный фольклор посражаться с водяными и лешими, убегать от злобного Лиха, а затем искать молодильные яблочки для батюшки-царя, в перерывах пообщаться с той же бабкой в избушке на курьих ножках и периодически молиться у алтаря Сварогу или Перуну. Там тебе и Полевик, и Морозко, и Марья-Маревна, да даже все персонажи стихами говорят (не Пушкин, конечно, но играет на атмосферу) – в общем, жалко, что это сделали не мы.
Возьмём, к примеру, мультфильм «Барток Великолепный» двухтысячного года от того же Disney: качественная работа с русским материалом (местами, правда, перемудрили, но для эксперимента вполне), о котором тогда в Америке «слыхом не слыхивали». Полнометражное приключение летучей мыши Бартока по спасению Ивана-царевича из рук страшной Бабы Яги (конечно, других злодеев в России нет же). Довольно интересная идея, если учесть, что данный мультфильм – спин-офф «Анастасии», для которой основой стал тоже русский материал о последней, якобы выжившей царевне Романовой и колдуне-Распутине. Пускай это не фольклорные образы, но вполне колоритная идея.
С 2004 года студия «Мельница» пыталась возродить былинные образы богатырей, и вроде даже что-то получалось: по крайней мере, первые две части были вполне интересными и весёлыми, дальше пошёл фарс.
Любопытными попытками были работы с российским героическим эпосом. Такими были «Легенда о Коловрате» (2017), «Скиф» (2017): какую-то работу с материалом видно – это похвально, но куда двигаться дальше?
Сейчас интерес к мифологии и фольклору присутствует, и хочется верить, что отечественные деятели воспользуются этим, реализуют популярный сейчас «свежий взгляд» на классические образы.
Владислав БУРУХИН
Читайте нас: