Но, когда мы остаемся одни, для себя мы ничего не сделаем так, как бы сделали для другого. Все наши ценности – машина, одежда, косметика... – все теряет свой вес, когда мы остаемся один.
Помню эту восходящую иерархию экономика – политика – культура, но я с ней категорически не согласна. Приближаясь к человеку, как ни парадоксально, сложнее добиться от него понимания его причастности к архетипам, которых никто никогда не видел. Объяснить то, почему голод или сытость, нищета или достаток вообще зависимы от воздушных замков, где все ни плохо, ни хорошо, со всеми политическими и культурными последствиями, но в целом нормально, лишь бы вот эта "культура" укрепилась.
Как правильно говорит Юрий Норштейн: «Беда в то, что сегодня страна не направлена на культуру, которая разливалась бы в общество и давала бы другое осознание жизни. Сегодня страна истребляет не только жизнь, истребляет творческую идею. А это гораздо большее преступление».
Дешевый жир (cheap fat) сделал это – истребил творчество. В гетто пухнут от сытой бедности. Представьте, бедность может быть сытой, рыгающей. Справедливо и для Нью-Йорка, и для Парижа. Эта сытость, конечно, отправит тебя на тот свет раньше срока. В США гетто почти всегда – территория диабета. В Гарлеме он у половины взрослого населения. Диабет без медицинской страховки означает, что вскоре у тебя начинают разрушаться суставы. Ни в одной стране мира, ни в одном городе я не видел такой концентрации людей с костылями, палками, всевозможными подставками, подпорками для ходьбы. Диабет и астма. Астма и диабет.
Люди в гетто лишены главного – возможности мыслить. Лишены возможности осознавать происходящее, осознавать, что превращаются в биомассу, в студень из костей и мяса, в полуфабрикат для так любимых детьми чикен-наггетсов.
То есть на практике определенной философии несправедливого неолиберализма проще указать человеку на его принадлежность к якобы сложному диссонансу культур, чем на то, что ему жрать нечего, он изгой, папуас и баба какая-то.
Сегодня, в эпоху торжества экономики, эти слова кажутся пустыми: кому нужен дух, когда погряз в кредитах? Дело же в том, что обладающий духом может свершить что угодно (так учит история); обладающий кредитами (как правило) может их только выплачивать (и то не всегда).
Но креативный класс – это не те, кто смотрят умные фильмы, читает умные книжки и потребляет прочую культурную продукцию, недоступную для людей попроще. Креативный класс – это те, кто такую продукцию ДЕЛАЮТ, то есть умные книги, умные фильмы, а теперь уже и умные дома.
А вы что предполагали – социум развивается только по стадиям общественных формаций типа: феодализм, капитализм, социализм, шведский социализм... Или только технологически – бронзовый век, железный век; паровой двигатель, электродвигатель; порох, динамит, атомная бомба…
Так вот: социум развивается и по другим линиям, например, признание всеобщности страдания мира и возможности для всех выйти из этого страдания – эту линию помимо буддистов сейчас активно прорабатывают этические вегетарианцы. Есть линия формирования любви и привязанности, точнее НЕОБХОДИМОСТИ ЛЮБВИ – начну Эрихом Фроммом и закончу Гордоном Ньюфелдом – «Теорией привязанности», последняя теория постепенно набирает сторонников, разрабатывающих ее практическое применение в жизни и психотерапии.
В 1999 году канадский психотерапевт доктор Гордон Ньюфелд (Gordon Neufeld) представил свою теорию, в которой он рассматривает привязанность не только, как стремление ребёнка быть физически рядом с заботящимся о нём взрослом (так называемый бондинг), но как любое стремление к контакту и близости: физической, эмоциональной, психологической. Стремление к привязанности – это базовая потребность человека, она первична, и является даже более приоритетной, чем пища. Уже доказано, что переедание иногда вызвано неосознанной попыткой заменить что-то едой. Это что-то, скорее всего, любовь, признание, дружба, самореализация.
Но если младенцу для выживания необходим тесный физический контакт с ответственным за него взрослым, то по мере взросления, развития мозга и становления личности, понимание ребёнком, что значит «быть близким» – изменяется. И могу сказать, понимание всех уровней привязанности (а их по теории шесть) помогает наладить отношения с близкими людьми на основе доверия и любви. Целое сердце и цельная личность, способная дарить и принимать тепло человеческого общения в мире, – лучшая альтернатива бездонной яме потребительства и вечного соревнования.