Новая Галатея. Часть первая
Все новости
КНИГИ
13 Января 2021, 16:09

Рыбки в банке

1. Книга "Барбус", вышедшая в издательстве "Русский Гулливер", подписана так: Братья Суматранские. Автор (ы) создаёт (ют) интригу, что, в общем, неплохо. Псевдонимы (таинственные) появляются на книжном рынке сегодня нечасто, а ведь это старая, почтенная традиция. Вспомним хотя бы Гари-Ажара, получившего две Гонкуровские премии, на себя и на псевдоним. А вдруг Суматранские - это кто-то из наших грандов?


Вот был бы номер! Но увы, в наше время имя это бренд, и зачастую известным авторам только на него и остаётся надеяться, не на качество же своих книг... Потому и отказываться от известной фамилии мало кто рискнет. Кстати, всем аквариумистам известен суматранский барбус. Так что псевдоним с названием составляет единое целое! Это ловко. Плюс и героя зовут именно так - Барбус.


2. "Барбус" - книга о молодежи. Заглавный герой, 20 лет, студент-журналист, томится от любви, общего душевного неустройства, безденежья. Его девушка связывается с парнем старше. Его дела нехороши, непонятно почему... Вот эта часть книги написана интересно. Юношеский лиризм авторам явно удался. Вспоминается, например, молодой Андрей Битов, ну и вечный эталон такого рода прозы - "Над пропастью во ржи". Не Бог весть что, но мило.


3. К сожалению, дальше начинается Конструкция. Герой, его девушка со своим парнем и ещё какая-то молодежь оказывается втянуты в странную игру. Не компьютерную, но такой квест в старинном духе. Таинственный организатор-демиург, переодевания, старинные рукописи и т.п. Так сказать, рыбки посажены в банку. А тут ещё и шахматная тема, пронизывающая всю книгу. Этакий, в общем, Фаулз, прости Господи. Какие-то все аллюзии, скрытые цитаты, интертексты и прочее. Ну и все, читать становится неинтересно. Как-то всё это архаично и просто неуместно.


4. Разные великие имена упоминаются не случайно. Кто бы ни написал книгу, это мог сделать либо начинающий автор, ещё находящийся в процессе переваривания-усвоения мировой литературы. Либо опытный писатель, решивший создать стилизацию. Вначале надеешься на первое, потом начинаешь думать о втором варианте. Это разочаровывает. Ну что нам опыты и пробы новых жанров и путей! В прежние времена творческие лаборатории прятали, нынче выставляют напоказ. Ну и зря. Да и подзаголовок, "Черновик романа", довольно кокетливый, как-то более уместен, если его придумал ровесник героя с рыбьим именем.


5. Написано, повторю, скорее опытной рукой, с умело дозированным лиризмом. Вот например: "Он стоит на остановке, автобус подходит очень быстро. У Барбуса всегда с собой единый проездной на все виды транспорта. В автобусе трясет, но сегодня его почему-то не укачивает. Может быть, он уже мореплаватель? Нужно найти собаку. Хотя зачем? Но Барбус вдруг понимает, что многое зависит от того, найдет он ее или нет, хотя соба-ка не его и, скорее всего, ничья. И вообще ни при чем. Барбус хорошо помнит, что она была белая, значит, ее могла съесть черная собака, как он сразу об этом не подумал! Это же классический контргам-бит Фалькбеера: черная собака неожиданно съедает белую. Или, на-оборот, классический вариант — это когда она ее не трогает? Кто он вообще такой — Фалькбеер? И почему у Барбуса застряла в голове его фамилия?"


РЕЗЮМЕ. А всё-таки хочется помечтать. Вдруг книжку написал какой-нибудь известный автор, но в соавторстве со своим юным сыном, или дочерью? Или, например, олигарх? Или министр? В этом смысле использование псевдонима очень идёт на пользу роману, в общем, вполне дюжинному.



Читайте нас: