Все новости
КИНОМАН
12 Февраля , 14:20

Как увидеть дьявола, не привлекая внимания санитаров?

Классики и в огне не горят, и в гробах не вертятся

Кинопоиск.ру Мастер и Маргарита (2023).  Драма, фэнтези. Реж.: Михаил Локшин.
Мастер и Маргарита (2023). Драма, фэнтези. Реж.: Михаил Локшин.Фото:Кинопоиск.ру

По телу всегда пробегает дрожь, когда видишь в интернете новость «Новая экранизация бессмертного романа Булгакова уже не за горами!». Начинаешь думать: «Ну все, приплыли, еще один роман пошел в топку российского кинопленочного чистилища». В этот раз чувство тревоги не покидало зрителей до самой премьеры, поскольку то там, то тут отдавались слухи о том, в каких производственных агониях корчится фильм. «Кина не будет» – решили мы и… ошиблись.

«Во первых строках» стоит сказать, что роман «Мастер и Маргарита» занимает особое место в сердечках жителей нашей необъятной, и это не мудрено, ведь Михаил Афанасьевич вымечал многоплановый текст, смысл которого до сих пор до конца не понятен, как рядовым читателям, так и вполне состоявшимся исследователям. Ещё в школе россияне знакомятся с этим замечательным произведением, мечтают о вечной, прекрасной любви, размышляют о дихотомии добра и зла, а потом боятся разговаривать с незнакомцами. Именно поэтому попытки адаптировать книгу для экрана вызывают довольно болезненные ощущения: задели чувствительную струну ностальгической любви. Хочется вставать на броневик и с шепелявым говором вещать: «Товариси, да стоже это делается?! Доколе?!»

Может, имеет место здесь элементарная ревность: каждый поклонник «Мастера и Маргариты» давно снял в голове свой собственный фильм по мотивам книги, каждый знает, как должны выглядеть персонажи и как звучать реплики Коровьева и Азазелло.

Кинопоиск.ру кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2023)
кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2023)Фото:Кинопоиск.ру

Говоря о экранизациях романа, сразу вспоминается сериал Владимира Бортко с Анной Ковальчук в роли Маргариты. Казалось бы, куда уж лучше? А самое главное – зачем?

Но Михаил Локшин не робкого десятка: человек знал, чего он хочет и сделал это неплохо.

Стоит только взглянуть на постеры с актерами главных ролей, уже начинаешь понимать, что долька души в кино все-таки была вложена. Каст шикарный (в хорошем смысле). Евгений Цыганов – мастер, уставший от «душного» общества, где свои порядки и приоритеты, но ещё не растерявший искру таланта. Юлия Снигирь – Маргарита, аристократичная в меру и чуткая по натуре, но не боящаяся вдарить молотком своего «фи» по квартирам поганых Латунских.

Идеально выписываются в картину отечественные звезды (Евгений Князев в роли Берлиоза, Леонид Ярмольник – профессор Стравинский, Алексей Гуськов – барон Майгель, Марат Башаров, Игорь Верник и т. д.). Они не пестрят на экране, крича «а ведь мы ещё можем зажечь!», а наоборот создают атмосферу натуральности инфернального общества, которое изображал Булгаков.

Всю эту прекрасную картину немного портит Полина Ауг в роли Геллы. Незаурядная внешность актрисы немного не соответствует тому образу роковой вампирши – влажной фантазии всех одиннадцатиклассников, к которой все привыкли. Но девушка замечательно играет свою роль, поэтому оставим это решение на совести съемочной группы.

Стоит сказать, что самая приятная часть романа (как и фильма) – Воланд и его свита – вообще вышла очень необычной.

Не обошлось без современной толерантности: у нас Бегемот – черный!

Коровьев (Юрий Колокольников) – смешной и до жути пугающий, как клоун из «Оно». А Азазелло (Александр Розин) – полная его противоположность, он хмурый и угрожающий. Этот тандем, без сомнения, – порождение темных сил, и кто-то может сказать, что не такими они были. Вопрос: «А какими должны быть слуги дьявола?» Эти герои заполняют собой весь кадр (разумеется, когда нет Воланда), они делают просмотр определенных сцен неуютными и какими-то по-адски чужеродными – разве это не прелесть?

Кинопоиск.ру кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2023)
Кинопоиск.ру кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2023)
кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2023)Фото:Кинопоиск.ру

Больше всего зритель мог волноваться за роль Воланда. Роль главного воплощения зла всея русской литературы планировали отдать Мадсу Миккельсену, но актер отказался по причинам нам неведомым. Но каст-группа не растерялась и нашла достойную замену. Тот, кто смотрел «Бесславных ублюдков», тот знает, как аристократично-пугающе выглядит иногда улыбка Аугуста Диля. Он не выглядит как сумасшедший, он не такой мрачный, как Олег Басилашвили, но от этого ещё страшнее. Когда опасность таит в себе безобидная вещь – страшнее, чем куча баннеров с надписью «БЕГИ, ДУРАК». Профессор темной магии в фильме 2024 года действительно выглядит как обычный интурист: он чувствует себя в полной безопасности, ведь в СССР иностранец – лицо неприкосновенное, но его взгляд, улыбка, выдают в нем силу, «которая вечно жаждет зла». Больше того, Воланд теперь не одноплановая фигура, но так можно сказать о многих элементах фильма.

Зритель, мало-мальски знакомый с историей создания «МиМ» и биографией Булгакова, сразу заметит в начальных сценах легкие штрихи биографизма. Мастер – это теперь буквально Булгаков: его пьесы ставят в театрах, он состоявшийся советский писатель, и тут … он становится никем, постановки снимают, забирают билет Союза писателей. В этом плане фильм отлично справляется с еще одной своей задачей – погуще расписать душную атмосферу советского тоталитаризма начала 1930-х с его заседаниями, собраниями, парадами и пропагандистскими акробатическими этюдами. Именно по этой причине мастер встречает впервые любовь не ранней весной, а 1 мая на фоне демонстрации; оба они чувствуют себя одинаково чужими на этом празднике жизни. Мгновенно вспыхнувшее чувство ведет героев, как и описано у Булгакова, в долгую прогулку по Москве, но выглядит город совсем иначе, чем в книге. Ты видишь не литературную Москву, а реальный город, в котором мог жить сам Булгаков: везде стройки, снующие туда-сюда люди, мечтающие увидеть торжество коммунизма.

Очевидно, что такой огромный роман не поместится в двухчасовой фильм, поэтому режиссер совершенно справедливо делает акцент именно на биографии мастера/Булгакова. Да, это вносит определенный сумбур и непоследовательность событий: например, вот мы видим, как мастер вместе со своим новым другом иностранцем идет в театр по контрамарке на просоветскую постановку о «светлом будущем», и вдруг на сцену на маленьком велосипеде выезжает зловещий Коровьев – начинается известная по произведению сцена с фокусами Воланда в театре. Зачем это сделано? Чтобы увидеть кризис, в котором находится автор «МиМ», чтобы стереть грань между книгой и реальностью. Булгаков в фильме все больше и больше сходит с ума: реальность добивает его и он перестаёт понимать, где правда, а где – ложь. Этот фантасмагорический план фильма идеально дополняют «ершелаимские главы». Пилат (улыбчивый датчанин Клас Банг, который, кстати, сыграл недавно Дракулу в сериале NETFLIX) с его головной болью вписывается в сюжет по-разному. Иногда это удается лучше, естественнее, иногда – хуже. Допустим, когда мастер, вначале еще вполне преуспевающий драматург, идет в театр на репетицию своей пьесы «Пилат», на лестнице его обгоняют актеры в костюмах древних римлян, вслед за которыми камера перемещается в Иудею.

Строго говоря, внесение биографизма связано и с главной темой критики фильма – антисоветчина. Но позвольте, обвинить в этом ленту можно только в одном случае: если антисоветчина = критика общества. Булгаков жил в обществе, и кто виноват в том, что это общество было СОВЕТСКИМ?

Кинопоиск.ру кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2023)
Кинопоиск.ру кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2023)
Кинопоиск.ру кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2023)
кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2023)Фото:Кинопоиск.ру

Особое внимание заслуживает сцена этакого «зеркального отражения» бала Воланда – вечеринка у Римского на квартире, где советские граждане ведут себя… «не по-советски». На этой «тусе» мастер берет тост: «За коммунизм, построенный в отдельно взятой квартире». Не урыл, а закопал. И таких моментов, показывающих, что «прогнило что-то в Датском королевстве», очень много. Да, по-булгаковски это должно было быть с легким налетом юморка, здесь же с привкусом садизма и послевкусием жестокой реальности, что в целом вполне оправданно ситуацией самого мастера.

Визуально же фильм просто идеален. Одна только сцена, пардон, отрубания головы Берлиоза чего стоит: резкая камера двигается вокруг героя, который падает на масле, путается между вагонами, вертится в ожидании скорой гибели, в его глазах страх и … бам!

Таких интересных решений в фильме предостаточно: в квартире мастера на создание романа смотрит бюст Пилата, рядом с домом бродит огромный котища, а Гелла, которая была недавно комсомолкой Галлой, становится вампиршей только после того, как падает в мир богемы и богатой, избалованной жизни – интересная метафора.

«По мотивам» – вот словосочетание, которое идеально описывает экранизацию 2024 года, потому что, извиняюсь за тавтологию, мотивы-то как раз переданы очень хорошо. Если же вы хотите, ждали от фильма дословного перенесения классики, то развеять ваши чаяния призвана не эта статья, а цифра хронометража. В конце концов, всегда можно пересмотреть сериал. Главное помнить о том, что если человек «внезапно смертен», то кинематограф и подавно. Главное – это знать, куда смотреть.

Автор:Степан АТАМАНОВ
Читайте нас: