Итоги конкурса "10 стихотворений месяца" за октябрь 2024 года
Все новости
ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ
10 Ноября , 10:00

Орден за Даманский...

…Девочка выпускает голубей. Этот плакат нарисовал в 1949 году китайский художник Шао Юй. На плакате надпись иероглифами: «Пусть голубь мира летит выше!». Золотом по небу написать бы эти слова… В том же году родился и наш собеседник – Юрий Андреевич Козусь и его сослуживцы, которые в марте 1969 года, впервые в истории пограничных войск после 22 июня 1941 года, приняли на советско-китайской границе бой с подразделениями регулярной армии сопредельного государства. Многие из них остались тогда навеки двадцатилетними…

Детство Юрия прошло в селе Валентиновка, что в Архангельском районе Башкирии. Кумирами мальчишек были тогда их знаменитые односельчане – прославленные летчики Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза полковник Тимофей Саевич и маршал авиации Иван Пстыго. Отец Юрия Андрей Петрович в 1938 году воевал у озера Хасан. У него орден Красной Звезды. Такой же орден нашел в 1967 году его деда партизана-блюхеровца Петра Павловича Козусь. В марте 1969 года за проявленные мужество и героизм при защите дальневосточных рубежей орден Красной Звезды украсил грудь сержанта Юрия Козусь. Как не заметить этот символ – звезды трех поколений? Как много правды стоит за этим!

С детства Юрий мечтал о море. Парню было 17 лет, когда после окончания средней школы он уехал на Дальний Восток, в Приморье. Но на корабль попал не сразу. Сначала работал забойщиком, потом удалось устроиться водолазом на «Приморрыбфлот». Мечтал поступить в «мореходку». Отсюда, из Приморья, призвался в погранвойска. Незадолго перед армией приехал в родную Башкирию. Встретился со своим другом Василием Мезенцевым. Между ними тогда произошел разговор:

– Я так понял: подвиг – это работа, только на пять с плюсом. Весь фокус в этом плюсе. Вот ты, Юра, смог бы совершить подвиг?

– Не знаю, а ты?

– И я не знаю.

Из пограничной «учебки» Юрий писал родителям: «У меня каждая минута на учете. Целыми днями сижу в классе и занимаюсь. 7 июня принимали присягу. Еще три месяца учебы. И я уже стану настоящим пограничником». Но главный экзамен в жизни ему предстоит сдать спустя восемь месяцев, когда он, едва отметив свое двадцатилетие, примет не учебный, а реальный бой с настоящим врагом.

О событиях, происшедших в марте 1969 года на острове Даманский, написано немало. Сейчас стало широко известно, что Генеральный штаб Народно-освободительной армии Китая тогда разработал план вооруженного вторжения на советскую территорию под кодовым названием «Возмездие». За полгода до событий на Даманском была снята и переброшена на северо-восток Китая целая дивизия с боевого Тайваньского направления. Полгода готовилась эта провокация. Жители приграничной полосы, заподозренные в сочувствии к Советскому Союзу или имевшие родственников по ту сторону границы, отселялись вглубь КНР.

Накануне тех событий младший сержант Юрий Козусь был прикомандирован из отряда на заставу Нижне-Михайловка.

Воскресным утром 2 марта 1969 года поступило сообщение о появлении на острове Даманский группы китайских военнослужащих. Пограничники, как обычно, должны были выдворить за пределы советской территории нарушителей, пересекших границу. Навстречу им с группой солдат вышли начальник заставы старший лейтенант Иван Стрельников и оперуполномоченный Особого отдела КГБ СССР старший лейтенант Николай Буйневич. Начальник заставы заявил протест, требуя немедленно покинуть советскую территорию. В ответ прогремели автоматные очереди. Один за другим падали сраженные пулями советские пограничники. Трижды раненный снимал собственный расстрел рядовой Николай Петров. Когда сознание покидало Николая, он успел спрятать фотоаппарат под полушубок. Вскоре его снимки облетят весь мир.

Группа прикрытия, возглавляемая младшим сержантом Юрием Бабанским, в которую входили младший сержант Юрий Козусь и рядовой Алексей Кузнецов, услышав выстрелы, залегла. Но из низинки, где заняли оборону пограничники, ничего не было видно. Тогда Бабанский, Козусь и Кузнецов поползли к бугру, что отделял их от берега. Их взору предстала жуткая картина. Китайцы зверски расправлялись с советскими пограничниками. Бабанский рванул из-за спины автомат, примкнул магазин и короткими очередями начал косить тех, кто только что в упор расстреливал его товарищей. Пули свистели рядом, а он стрелял и стрелял. В азарте боя Бабанский не заметил, как израсходовал все патроны.

– Кузнецов, – позвал он пограничника, – дай магазин!

– А мне?

– Подвезут. Всем хватит. Будь слева, а я к дереву.

Бабанский припал на колено, вскинул автомат и повел из-за дерева прицельный огонь. Хладнокровно, расчетливо. Есть! Один, второй, третий...

Козусь вел огонь справа от Бабанского, на него двигалась большая группа нарушителей, с вечера укрывшаяся на острове. Они шли напрямик. Расстояние сокращалось с каждой минутой. Козусь выпустил несколько очередей и только успел подумать, что патронов маловато, как услышал команду Бабанского: "Экономь патроны!" и перевел рычаг на одиночный огонь.

– Козусь! Смотри, чтобы не обошли справа!

Как и Бабанский, он не оставался на месте, менял позиции и вел прицельный огонь. Патроны кончались.

– Кузнецов! А Кузнецов! – позвал он и посмотрел туда, откуда только что стрелял пограничник. Кузнецов был мертв. Спазма сжала горло, но горевать было некогда. Взяли у Кузнецова остатки патронов, разделили пополам. И тут прямо перед собой, метрах в тридцати, увидели китайский пулемет. Бабанский выстрелил, сразил пулеметчика. Теперь надо помочь Козусю. Бабанский действовал стремительно, точно. Простреливал протоку и вел огонь по наступавшему справа противнику.

У китайского пулемета снова появился солдат. Юрий опять выстрелил. Он радовался тому, что пулемет так и не выпустил ни одной очереди.

– Козусь! Прикрой! – хрипло скомандовал Бабанский и пополз под огнем к своей группе, залегшей в низине.

Выли, свистели мины, ухали взрывы. В голове мелькало: "Как ребята? Живы ли? Сколько еще смогут продержаться? Главное – боеприпасы..." Ребята лежали в низине, прижатые огнем.

Бабанский скомандовал пограничникам: «Размахнин, к дереву! Наблюдать! Бикузин! Веди огонь в сторону бруствера!»

Пограничники залегли полукольцом, в шести метрах руг от друга. Патроны поделили поровну. По пять-шесть на брата.

Рвались снаряды, мины. Казалось, оторвись от земли – и нет тебя. Одна пуля просвистела над ухом Бабанского. Но прикрывавший его Козусь уже снял китайского снайпера. Неожиданно огонь утих. Готовясь к новой атаке, китайцы перегруппировывались. Бабанский решил воспользоваться этим:

– По одному, дистанция восемь-десять метров, перебежками к створным знакам! Ежов – к БТР! Пусть поддержит!

Бабанский не знал еще, что русло реки простреливается. Не знал, успел ли посланный им к розетке Еремин сообщить на заставу распоряжение командира прислать патроны.

Китайцы напирали. Пять советских пограничников во главе с младшим сержантом Юрием Бабанским против батальона противника.

Пограничники заняли более выгодную позицию – у створных знаков. До китайцев не более сотни метров. Они открыли шквальный огонь, который поддерживала с противоположного берега минометная батарея.

В критический момент на помощь подоспели пограничники с соседней заставы старшего лейтенанта Виталия Бубенина. На своем бронетранспортере Бубенин ударил в тыл китайцам, внес панику в их боевые порядки и по существу решил исход боя.

Впоследствии было установлено, что из 31 пограничника, погибших в том бою, 19 человек могли бы остаться в живых, если бы не были добиты в упор. Ефрейтор Павел Акулов в бессознательном состоянии был захвачен в плен и принял мученическую смерть. Через месяц его обезображенное тело было передано на нашу сторону.

Когда 14 марта китайцы предприняли новую провокацию в районе острова Даманский, сержант Юрий Козусь вновь был в рядах его героических защитников.

Остров Даманский – крохотный клочок земли. Его трудно найти на географической карте. Но о нем тогда узнал весь мир, потому что там столкнулись в вооруженной схватке две великие державы мировой системы социализма, раздираемые политическими и идеологическими противоречиями. О нем узнал весь наш народ, потому что подвиг, совершенный здесь простым советским солдатом, шагнул в бессмертие. Всего со 2 по 15 марта 1969 года за время боев на острове Даманский погибло 58 военнослужащих пограничных войск и Советской Армии, 94 человека получили ранения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1969 года за героизм и мужество, проявленные при защите государственной границы, младшему сержанту Юрию Васильевичу Бабанскому, старшему лейтенанту Виталию Дмитриевичу Бубенину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”. Полковник Демократ Владимирович Леонов, старший лейтенант Иван Иванович Стрельников, а также пулеметчик младший сержант Владимир Викторович Орехов удостоены этого высокого звания посмертно. Многие пограничники, солдаты, сержанты и офицеры Дальневосточного военного округа, жители приграничья награждены различными орденами и медалями. Некоторые из них, к сожалению, посмертно.

В те дни Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Викторович Подгорный вручил в Кремле высокие награды Родины большой группе участников боев на Даманском. Среди награжденных орденом Красной Звезды был и двадцатилетний уроженец Башкирии сержант Юрий Козусь. В семье Козусей к орденам Красной Звезды отца и сына теперь прибавился и орден внука. Дни в столице мелькали как кадры в кино: встречи, беседы. Затем Юрию предоставили краткосрочный отпуск.

Наконец, родная Башкирия, земля отцов. Та самая, по которой он бегал мальчишкой, где он учился, откуда он отправился на Дальний Восток. Думал ли он, покидая родные края, что вернется героем? Что его будут чествовать так же, как в свое время кумиров всех архангельских ребят – Героев Советского Союза Тимофея Саевича и Ивана Пстыго? Тогда встречать Юрия вышла вся Валентиновка. Было торжественно, даже, показалось ему, слишком. Знал, что это важно и нужно: награда, почести, встречи с районным и комсомольским активом, пионерами родной школы, тружениками полей. Видел, что из всех залов, куда он попадал, на него глядели во все глаза, везде его слушали, затаив дыхание. Но все равно смущался от слова «герой», лично обращенного к нему. И дома, окруженный людьми, на чьих глазах вырос, не нашел объяснений точнее, чем «Я свой долг выполнял»…

В канун Дня Победы в честь Юрия Козуся в Уфе был устроен прием в Башкирском обкоме комсомола. Юрий выступал перед воинами Уфимского гарнизона и призывниками. Во время прогулки по городу, в парке Победы к Юрию подошла пятилетняя девочка и протянула ему букетик цветов. Девочка не знала, кто он. Она только видела, что все взрослые как-то по-особому тепло здороваются с дядей, улыбаются ему. Малышка тихонько подошла и робко протянула цветы. И, наверное, в этот день не было для Юрия Козуся подарка дороже их. Немного уставший от встреч и воспоминаний, он смущенно нагнулся и нежно обнял маленькую жительницу Уфы.

Солдат обнимал девочку. А над ними, словно охраняя эти улыбки, эту солдатскую нежность, застыл в стремительном броске в бессмертие Александр Матросов. Это к нему – герою Великой Отечественной войны – пришел герой нашего времени. И это тоже было символично.

Отгуляв положенный отпуск, Юрий убыл на границу. Уволившись весной 1970 года в запас, вернулся в родную Башкирию, обзавелся семьей. Работал в родной деревне Валентиновке военруком сельской школы. Многие ученики Юрия Андреевича во время службы в армии с благодарностью вспоминали его уроки. Здесь родились и выросли его дети – дочь Ирина и сын Андрей. Теперь у них уже свои дети. Его продолжают приглашать на встречу со школьниками и призывниками. За эти годы произошли улучшения в отношениях между Россией и Китаем. 16 мая 1991 г. заключено Соглашение между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее восточной части, по которому остров Даманский был передан Китаю... Недавно Юрий Андреевич написал заявление о приеме во Всероссийскую общественную организацию ветеранов «Боевое братство».

О событиях тех лет он говорит: «Зачем было доводить до вооруженного столкновения, зачем с обеих сторон посылать людей на верную гибель, если заведомо ясно, что проблема легко и просто решается за переговорным столом”.

Автор:Евгений СМИРНОВ
Читайте нас: