Все новости
КИНОМАН
15 Июня 2021, 14:24

Клинок в самое сердце

Недавно в кинотеатрах закончились показы полнометражного аниме «Клинок, рассекающий демонов: Поезд “Бесконечный”». Мне посчастливилось попасть на один из первых сеансов и увидеть воодушевляющую картину: полный зал, люди смеялись, замирали и плакали вместе с героями на экране. Действие никого не оставило равнодушным. Даже я – человек, имеющий пожизненный иммунитет к трогательным моментам в фильмах – проникся духом сражения, и на финальных титрах незаметно дал волю слезинке. Откуда такая экспрессия, откуда эти эмоции, откуда любовь фанатов?

За последние несколько лет культура аниме породила огромную фанбазу, подарив миру в разной степени хорошие и плохие истории под разный вкус и настроение. В детстве меня цеплял только «Шаман Кинг» (за перезапуском которого я с болью наблюдаю): крутые битвы, дружелюбный посыл, духи и призраки, эпичное приключение с хэппи эндом и крутейшим саундтреком того времени – всё, что нужно подрастающему организму. Простота и понятность таких вещей, полезных для мировоззрения ребёнка (понимание значимости дружбы, но наличие духовного стержня), заставляют многих снова и снова возвращаться к аниме.
О «Клинке, рассекающем демонов», или, как его часто переводят, «Истребителе демонов» говорили очень мало. Оригинальная манга авторства Коёхару Готогэ, выпускающаяся с 15 февраля 2016 года, имеет не самую лучшую рисовку (некоторые панельки словно нарисованы на коленках), а потому теряет большой процент динамики (если учесть, что речь идёт о МОРДОБОЕ!). И аниме-адаптация осталось бы незамеченной, тем не менее сериал многих поразил.
Во многом успех аниме связан с феноменальным старанием, с которым подошла студия Ufotable.
Демоническая зараза распространяется с кровью главного монстра – Кибуцудзи Мудзана. Единственные слабости этих чудовищ – солнечный свет и особая катана, которой владеют члены организации охотников на демонов, в ряды коих входят сильнейшие.
Может показаться, что задумка слишком предсказуема, но всё гениальное просто. Одними из лучших сериалов зачастую являются образчики с простейшей основой, воспроизведенной с изюминкой. «Истребитель демонов» с первых серий не покажется неоригинальным, но не будет дотягивать до изящного сценария любого хорошего фильма. Кого-то может смутить начальная формула аниме – «монстр недели», которую ещё в начале нулевых успешно использовали шоу и сериалы для детей и подростков: вспомните «Могýчих Рéйнджеров». Здесь эта формула работает лишь опосредованно: член организации охотников говорит куда идти, появляется демон, герой понимает специфику противника и закономерно побеждает – и так по кругу. История не может развиваться в данном цикле, и манга это прекрасно понимала, что даёт надежду на дальнейшую динамику.
Однако есть один выдающийся аспект аниме-адаптации, который переносит сюжет в совершенно иную плоскость – эстетическую. Студия Ufotable достойны похвалы за то, что они взяли достойную историю (не принципиально новую, но достаточно оригинальную) и возвысили её захватывающими моментами, на которые физически не способна бумага.
«Клинок, рассекающий демонов» не понтуется эпичными разворотами камеры, но грамотно использует этот козырь, чтобы создавать постоянное движение внутри сцены. Можно вспомнить одну из первых зрелищных битв в сериале с демоном барабанов: магия этого монстра заставляет крутиться комнату, меняя гравитацию. Здесь аниматоры играют с камерой относительно положения главного героя, что в определённый момент напоминает сюрреализм в стиле «Начала» Нолана, или изменения материи в «Докторе Стрэндже». Камера приобретает разные углы во всех боях, так как от Тандзиро и других охотников требуется максимальная скорость движений на грани человеческих возможностей, чтобы хоть что-то противопоставить силам магии демонов.
Примечательна и сама эстетика визуализации фехтования: художественный стиль боя напоминает японские гравюры, что видно по линии обводки эффектов. Система способностей членов организации охотников на демонов основана на техники дыхания, позволяющей использовать силу стихии, что с какой-то точки зрения не беспочвенно: некоторые даже религиозные практики, а тем более спортивные техники имеют под собой схемы циркуляции воздуха в организме. В системе дыхания, представленной в аниме, органично вставлены традиционные «каты» – формализованная последовательность движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником или целой группой. По сути, это является квинтэссенцией техники конкретного стиля боевых искусств.
Молния, водяные потоки, рой бабочек и другие явления стихии, которые сопровождают удары клинка в сериале – это лишь зрительные образы, закрепившиеся за аниме. В «Клинке» этот приём равен искусству: отблески молний, движение водной глади гипнотизируют, сплетаясь движением катаны – мы видим картину в динамике. Подобные приемы придают вес каждому удару человека, который выбрал себе путь борца со злом.
Мощь ощущается даже на уровне звука: звон металла и бегущей воды идеально дополняют друг друга, придавая сцене насилия несвойственную мягкость и умиротворение. Такой «жизнеспособный» синтез создаёт уникальную динамику сериала в целом. Кровавый и напряжённый бой, затем решающий удар, сопряжённый со звуком стихии, и плавный переход к резонирующей с умиротворяющей красотой спокойствия, которое следует по сюжету. Каждая победа над демоном приносит частичку добра в мир и чувство освобождения от зла: мы видим фрагменты из воспоминаний монстра, который был человеком. На какой-то момент чудовище даже становится жалко. Боль, злоба, зависть и ощущение бессилия пред жестокостью окружающего мира и обстоятельств становятся мотивом для становления демоном. И потому последние моменты жизни – это картины раскаяния человека, который выбрал неверный путь зла в ответ всё тому же злу. А своего рода импульсом для этого раскаяния является главный герой.
Тандзиро располагает к себе тем, как он относится к своим друзьям и врагам: истории побеждённых им демонов получают красивое завершение. Зачастую персонажи чистые сердцем представляются нам наивными дурачками, однако Камадо выгодно отличается своей зрелой позицией. Мальчик излучает чистосердечность, но не демонстрирует детскость действий: он может сочувствовать демонам, при этом зная, что они совершили нечто непростительное. Тандзиро упрямо придерживается своей идеологии, если можно так выразиться, и оптимистичного мировоззрения. Хотя семью мальчика убили демоны, его целью является отнюдь не месть, а стремление к миру и предотвращение других убийств.
Мотивация Тандзиро имеет большее значение внутри данной истории, поскольку мы видим других таких же охотников, лишившихся своей семьи и детства из-за демонов, но не несущих в себе такого лучезарного света, как главный герой.
Явление человечности – феномен, незаметно вплетённый в мангу и адаптацию соответственно. Действие манги разворачивается в японской глубинке, в эру Тайсё – время либерального движения, известного как «демократия Тайсё», когда к власти на смену гэнро пришли парламент и Демократическая партия. Это тяжелейшее время столкновения традиционного устоя жизни и масштабной индустриализации, насаждающее новые порядки, в том числе запрет на ношение привычных катан. По этой причини в «Клинке» разительно отличается деревенская глубинка и сверкающий огнями город, и потому же Тандзиро и его друзья в начале «Поезда “Бесконечного”» принимают локомотив за местное божество. При этом, на протяжении всей эпохи Тайсё возросло количество трущоб, количество стихийных уличных протестов, массовых беспорядков, бедности и насилия. Это тяжёлое время, перемоловшее своими жерновами не одну семью: голод, насилие, грабежи и полное отсутствие сострадания. Не случайно метафорой и зрительным образом тьмы этого периода в манге являются демоны – сила почти непобедимая.
На фоне бесконечного насилия единственным островком безопасности представляется только организация охотников на демонов, 99 процентов членов которой являются дети, пострадавшие от рук чудовищ. Ещё одной важной деталью является форма истребителей. Все дети носят традиционную чёрную японскую школьную форму, прототипом которой была военная форма. Здесь проглядывается казалось бы неуместный символизм, но ведь как ещё описать происходящее в аниме, если не словом «война»? Война губительная для детского сердца, стремящегося к не чуждым любому человеку любви к семье, дружбе, справедливости, да простой честности, в конце концов. Военная форма, ставшая школьной – это броня ребёнка, который слишком рано повзрослел в силу обстоятельств, но при этом нашёл в себе силы жить дальше и жертвовать собой ради другого.
Каждая смерть в «Клинке», каждая загубленная жизнь – это не просто сюжетный поворот, но напоминание о жестокости препятствий, для преодоления коих не всегда достаточно быть честным человеком. Вот весь секрет слёз, упавших в кинозалах в последние минуты «Клинка, рассекающего демонов: Поезд “Бесконечный”».
Нечто подобное редко увидишь в аниме – это конец полнометражного фильма и финал 19 серии. Ты понимаешь, что происходит нечто особенное, когда банальное аниме выходит за границы фанатов и попадает в тренды. Принято говорить о персонажах, которые несут на себе всю эмоциональную нагрузку, но, посмотрев на финал «Поезда “Бесконечный”», понимаешь, что он хорош буквально всем. Ослепительная хореография боёв, внеземная анимация, ласкающий ухо звук, контраст цветов и красок, прекрасная трогательная музыка. У кого-то в этот момент замерло сердце, а кто-то попросту не знал, как ему реагировать на происходящее на экране. «Клинок, рассекающий демонов» породил моменты настолько прекрасные, что сравнить их можно лишь с произведением искусства.
«Бесконечный» поезд, который промчался от конца первого сезона и закрепил закономерный, после 19 серии, результат, показав стремление к бесконечному свету простых, но великих истин любви, самопожертвования и храбрости. Я думаю, что после просмотра этого аниме каждый человек станет немного лучше.
Степан АТАМАНОВ
Читайте нас: