«Убийцы цветочной Луны» Мартина Скорсезе — это огромное, эпических масштабов полотно (идет 3 с половиной часа, во многих странах даже делают антракт), которое, однако, рассказывает личную историю. Про то, как деревенский простак стал предателем и убийцей, причем простаком и оставшись. Изменилось ли что-нибудь в нём внутренне — или он изначально был преступником в душе? В общем, излюбленные вопросы, отработанный годами подход Скорсезе — маленькое личное на фоне большого социального!
Этого простака, Эрнеста, играет Леонардо Ди Каприо. И отлично это делает, надо сказать, деревенщина из него выходит очень убедительным. Вернувшись с Первой мировой в сельский округ, населённый богатыми индейцами (на их землях нашли нефть), герой Ди Каприо подпадает под влияние местного теневого босса, своего дяди, женится на богатой индианке, которую впоследствии и попытается убить… Дядю играет Роберт де Ниро, который тоже хорош в привычном для него амплуа обаятельного злодея. (Эти персонажи — не выдуманы, фильм основан на реальных событиях). Де Ниро, Ди Каприо, Скорсезе — нужно ли иного для счастья!
Ну и, кроме того — довольно любопытный, как теперь говорят, сеттинг — 20-е годы прошлого века, эти индейские нувориши, их богатые автомобили, пьянство и странные смерти, оказавшиеся не случайными… Экзотическая, познавательная тема!
Фильм смотреть не скучно. И непонятны жалобы некоторых на продолжительность. Скорсезе сделал немало длинных фильмов, а, например, «Однажды в Америке» Леоне и вовсе идет почти 4 часа. И ничего, все смотрели. Я, помню, раза три — в кинотеатре! Да ведь и любителей посмотреть сериалы, не отрываясь, часов 5, предостаточно. Почему бы не сделать это в кинозале (фильм идет у нас в контрабандном прокате)?
Ну и вообще: «Убийцы» ‑ это позднее торжество большого, настоящего кино, не идущего на компромиссы с комиками и комиксами. Подробно подписанные многочисленнейшие персонажи, множество ярких, чётких, запоминающихся деталей…
Прекрасная, классическая операторская работа Родриго Прието (уже работал с Мартином Скорсезе — но и «Барби», например, снял). Ну, положим, кажется, что молодой Скорсезе сделал бы сюжет более упругим, монтаж более динамичным — все же в 80 лет, полагаю, управлять огромным киномеханизмом сложновато. Но, конечно, он справился отлично (Убийцы, на мой вкус, заметно ярче и интереснее последних лент Скорсезе, «Ирландца» и «Молчания»).
В общем, смотреть надо, но, однозначно, в кино. Просто потому, что на маленьком экране подробности быта, важные психологические мелочи ускользают. А сила режиссёра и в них тоже!
Мой рейтинг: 8/10