Все новости
КИНОМАН
2 Апреля 2023, 11:00

Любимое кино: «Бойцовский клуб» (1999 г.)

Я – стерильная жизнь Джека. Остановись на минутку и задумайся о том, насколько сильно тебя устраивает твоя жизнь. В какой позиции находятся твои квартира, машина, работа и семья на шкале ценностей и насколько близко или далеко это от показателя счастья. А не навязано ли нам это? Когда в последний раз ты испытывал прилив адреналина? А получал в морду? Когда орал на начальника, соседа, продавщицу? И смотрел ли ты «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера? Если нет и ты не ханжа – бегом к экрану и не жалуйся потом, что тебя не предупреждали!

Все мы знаем про экранизации книжек, и даже предполагаем, что часто они значительно хуже первоисточников – всего лишь одна из версий читательской интерпретации. Для романа Чака Паланика «Бойцовский клуб» ситуация не становится проще: тексты Паланика экранизации плохо поддаются. Отчасти это связано с тем, что романы довольно многосмысловые и многогранные (почитайте, например, «Удушье» и сравните с экранизацией – сколько важного пришлось опустить в сюжете, чтобы уложиться в полтора часа, а важное там абсолютно все). «Бойцовский клуб» постигла другая судьба: до фильма Паланик никому не был особо интересен, а после стал мировой звездой контркультуры, а фильм получил культовый статус. И если говорить честнее, то фильм намного лучше книжки. Даже Паланику было не влом это признать.
Я – километровые катушки пленок Джека!
Дэвид Финчер в начале своей карьеры стартанул довольно печально, сняв третью часть «Чужого», но, несмотря на затяжную депрессию, вернулся в строй и снял целый ряд первоклассных фильмов. Наверно, только такой режиссер, мрачный и яростный, да и еще из бывших клипмейкеров, мог поставить контркультурную книжку, включив и клиповый монтаж, обильное использование музыки и спецэффектов, определенной степени насилия и хождения по краю в плане щепетильных тем. А уж про таких горячих парней, как Эдвард Нортон в паре с красавчиком Брэдом Питтом и говорить даже не имеет смысла – идеальное сочетание и бесстрашное исполнение.
Когда культ потребления и самосовершенствования достигает критической точки обыкновенного кретинизма, на сцену выходит состояние регрессии – исход до точки саморазрушения. Ведь не новый дизайнерский столик от IKEA красит мужчину, а шрамы, ожоги и кровоподтеки. Главный герой не имеет даже имени (это очень важно): он ходит в офис, покупает последние писки моды, чтобы компенсировать пустоту, и не может спать. Чтобы заснуть, ему нужна дофаминовая добавка в плане созерцания тех, у кого ситуация еще хуже: герой посещает разнообразные группы поддержки, не обладая при этом ни заболеваниями, ни проблемами. В один момент он теряет и свой дом, и все предметы роскоши и наталкивается на некоего Тайлера Дердена – он варит мыло, живет в заброшенном доме и в самую первую встречу просит героя его избить. Так и возникает «Бойцовский клуб», где каждый может дать волю своим чувствам, избить ближнего своего и не иметь никаких последствий.
Я – привкус надвигающегося апокалипсиса Джека!
Безусловно, любой эгоистический анархизм должен быть обязателен для всех, и клуб перерастает в проект «Погром», где, исходя из названия, нарушается работа любой государственной системы и случается переход к полнейшей свободе по модели первобытно-общинного строя. И нет больше банковских карточек, налогов, навязанных брендов и прочей шелухи современного человека, отнимающей столь драгоценное время, которое можно было потратить наиболее полезным образом. Ситуация становится критичной и запущенный маховик нужно остановить, несмотря на все сладкоголосые призывы о свободе. Безумие есть безумие, о чем зритель будет уведомлен ближе к концу и испытает определенный шок от сюжетного твиста.
Дэвиду Финчеру и его команде удалось провозгласить культ уходящего века и начала нового тысячелетия. Это вопль замученных, скучающих и несчастных людей, которым нужна какая-то отдушина. Пусть даже если это будет удар по морде, но это хоть что-то в плане того, чтобы почувствовать себя живым. На их век не было массовых потрясений, войны и великой депрессии – есть только культ навязывания, рекламы и общественного мнения. Модель поведения строится на том, что мальчики не должны плакать и драться, и они не плачут и не дерутся, но лучше ли им от этого? Еще сам Паланик говорит, что искусство делается только от печали и не от чего другого. Если ты здравый читатель, то ты понимаешь, что это лишь одна сторона медали, а если ты еще и здравый зритель – то тем лучше. Выпуск фильма породил целый культ бойцовских клубов по всему миру, благо, они пока не добрались до истинного анархизма, показанного в фильме. Но такова суть контркультуры – вскрывать больные раны, показывать сквозь абсурдную и жестокую сущность нашу с вами жизнь и душу. В этом плане «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера – показательное явление: хлесткий, со звуком пощечины, жесткий как кулак, развлекающий и заставляющий поразмыслить над нашим миром и собой. Идеальная экранизация хорошей книжки писателя, которого очень сложно перенести на экран. А молодцу Финчеру это удалось на 100 процентов.
Автор:Егор ОКУНЕВ
Читайте нас: