Участник Великой Отечественной Юрий Никулин после войны пытался поступить во ВГИК и другие театральные институты, но приемные комиссии не обнаруживали в нем актерских способностей. В конце концов попал в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре, после окончания которой в 1949 году стал работать у необычайно тогда популярного клоуна Карандаша (М. Румянцев). Там Никулин познакомился с артистом М. Шуйдиным, начал выступать в дуэте с ним.
Приобретая известность в цирковых интермедиях, в которых смешные репризы сочетались с мастерским выполнением трюковых номеров, артист привлек внимание кинематографистов. В 1958 году началось его триумфальное шествие по киноэкрану. Сначала он появлялся в небольших ролях в лентах «Девушка с гитарой», «Неподдающиеся», «Друг мой, Колька». Потом началась эра комедийных фильмов, популярных до сих пор.
Блистательно сыграв Балбеса из знаменитой тройки (Трус, Балбес, Бывалый) в кинокомедиях Леонида Гайдая «Самогонщики», «Пес Барбос…», «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», артист без видимых усилий вошел прямиком в историю отечественного кино. Работа в фильмах «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Старики-разбойники» показала, что он способен обнаруживать за маской комического героя по-своему страдающую натуру. Драматическое дарование актера в полной мере раскрылось в роли Кузьмы Кузьмича в фильме Л. Кулиджанова «Когда деревья были большими». Способность к лиризму и трогательность в исполнении роли трудно перевоспитывающегося пьяницы Кузьмы Иорданова пригодились Никулину в фильмах «Ко мне, Мухтар!», «Телеграмма» и «Двенадцать стульев», «Старики-разбойники» и особенно «Чучело», в которых он создал образцы простодушных, наивных, чудаковатых, но чрезвычайно добрых и отзывчивых героев.
Следует отметить его игру в фильмах о Великой Отечественной войне – солдат Некрасов («Они сражались за Родину»), журналист Лапшин («Двадцать дней без войны»).
Став в 1982 году главным режиссером и директором цирка на Цветном бульваре, Юрий Никулин, к сожалению, практически перестал сниматься в кино, однако часто появлялся на телевидении.
Яркое артистическое дарование, подкупающая искренность, неподдельная человеческая теплота, умение расцвечивать жизнь, тонкое чувство юмора снискали Никулину подлинную народную любовь. Многолетний добросовестный труд и универсальный талант артиста достойно оценены государством. Ему присуждено высокое звание Героя Социалистического Труда, он удостоен Государственной премии РСФСР за работу в кино, награжден орденом «Знак Почета», а за боевые заслуги в годы войны – медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
* * *
Идею комедии «Пес Барбос и необычный кросс» режиссер Леонид Гайдай почерпнул из фельетона Степана Олейника, напечатанного в газете «Правда». Дело было за малым – найти исполнителей Труса, Балбеса и Бывалого. Прозвища своим героям Гайдай придумал сам – в фельетоне действовали два Николы и Гаврила, и отличительных особенностей у них не было. Мало кому известного тогда актера Моргунова на роль Бывалого предложил директор «Мосфильма» Иван Пырьев. На роль Труса Гайдай сам пригласил Георгия Вицина. Оставалось найти Балбеса – приглашенный сначала на эту роль Сергей Филиппов не смог сниматься из-за театральных гастролей, тогда Вицин сообщил режиссеру, что на днях в цирке на Цветном бульваре видел потрясающего клоуна. Гайдай пригласил клоуна на пробы и, увидев его, сразу сказал: «Ну, Балбеса искать не надо. Вот то, что нужно».
Снимали фильм очень быстро в подмосковном поселке Снегири. Картина была без слов и полностью строилась на трюках, многие из которых придумывались в процессе работы.
Помимо актеров главным действующим лицом была собака Брех. Иногда пес вносил суету на площадку. Например, снимали сцену, когда актеры один за другим вбегали в кадр, пробегали сто метров по дороге, а за ними выпускали Бреха с «динамитом» в зубах. Один раз Брех вбежал в кадр и уронил «динамит». На втором дубле собака убежала в лес, а потом постоянно оборачивалась в кадре на кричащего дрессировщика. Снимали больше десяти дублей. За все это пса очень невзлюбил Евгений Моргунов. Кстати, Брех отвечал ему тем же – он не раз рычал на актера, а однажды даже вцепился ему в ногу.
Идею второй короткометражки, «Самогонщики», подсказал Гайдаю Юрий Никулин, который играл в цирке подобную сценку вместе с партнером. Но фильм мог так и остаться в планах, поскольку поначалу в нем отказался сниматься Евгений Моргунов, без которого разрушалась троица. Участвовать в картине Моргунова уговорил все тот же Пырьев.
На роль собаки опят взяли Бреха, который, как только увидел Моргунова, начал на него лаять и рычать. Возникли и другие сложности – Бреху никак не удавалось поднять тяжелый змеевик самогонного аппарата.
Выручил один из членов съемочной группы, предложив для съемок свою овчарку Рекса. Правда, однажды и он внес переполох, сбежав в неизвестном направлении за какой-то собакой. Съемочная группа даже развесила объявления повсюду о пропаже «актера», но результатов поиски не дали. Когда облезлый и исхудавший Рекс вернулся, все члены съемочной группы бросились его кормить. Все, кроме Моргунова, у которого и с этой собакой отношения не сложились.
Комедию «Пес Барбос и необычный кросс» впервые показали в сатирическом телеальманахе «Совершенно серьезно» – она была одной из четырех вошедших в фильм короткометражных новелл. Комедию «Пес Барбос…» закупили для проката более 100 стран, а «Самогонщиков» – около 70. «Пес Барбос…» был награжден почетным дипломом на Международном кинофестивале в Сан-Франциско и призом на фестивале в Лондоне.