Все новости
КИНОМАН
23 Февраля , 14:29

Золотая троица: Балбес, Трус и Бывалый

В прошлом, 2021-м, (неожиданно) стукнуло 60 лет грандиозной и могучей троице: Балбесу, Трусу и Бывалому. Наравне с выходом первого фильма «Пес Барбос и необычный кросс» 1961 года, с их участием. По всей видимости, этот значительный юбилей не все и заметили. Проскочил мимо, как зайчик. Ибо освещалось событие в масс-медиа не столь ярко, как хотелось бы…

И, что характерно, ошеломительный успех (не побоимся этого слова) великих и милых негодяев никто не повторил. Не создал свою триаду-квартет похожих «повторяющихся» героев, которые тоже могли бы кочевать из одного проекта в другой. Нет, правда имеются почти аналогичные персонажи у Александра Рогожкина с его горе-охотниками и непутёвыми рыбаками, но они жили-были, кочевряжились только в кинолентах самого режиссёра. В других произведениях-проектах не замечены. А могли бы!..

Гайдаевские же «три всадника не апокалипсиса», помимо частого мельтешения в его кинополотнах, заскакивали иногда в гости и к другим режиссёрам. К примеру, сразу вспоминается «Дайте жалобную книгу» (1965 г.) Эльдара Рязанова, или «Семь стариков и одна девушка» (1968 г.) Евгения Корелова. «Комедия давно минувших дней» (1980 г.) Юрия Кушнерева, но крайне неудачная работа. И Никулина в фильме нет. И тоска зелёная.

И далеко не в забвении мультфильм-трилогия «Бременские музыканты», где щегольнула наша, но уже мультяшная троица. Вполне потрясающая вещица «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика» 1977 года; фактически суперконцерт с киноартистами, где маячит и наше трио. Концерт-пародия. Музыкальный подарок Леониду Гайдаю, где поют и говорят не своими голосами актёры. Тонкий намёк. Ведь Леонид Гайдай частил этим… на озвучке нет-нет да, бывало, раздавался чужой голос.

Бесценные наши мошенники и в прозе и поэзии оставили свои следы, отпечатки. И в компьютерных, в частности отечественных, играх есть их общеизвестные рожицы. И арт-объекты им устанавливают в городах. Они повсюду, они как бы «вездесущи».

А началось-то с малого и невесть когда.

– Нинок, ты послушай, как это смешно! – воскликнул Леонид Гайдай, подбегая к жене и тряся газетой «Правда». – Бежит пес – два метра пленки, за ним Бывалый – три метра, оглядывается – 1,5 метра. Общий план – бегут все…

Казалось бы, ну улепетывают три браконьера от пса со взрывчаткой, которую сами и бросили, что тут забавного, смехотворного? Но только не для Нины Гребешковой, с полуслова понимающей мужа.

– Потрясающе! – ответила актриса благоверному.

Есть, существует ещё деревянный старый тот дом с чердаком в Иркутске, где жил Леонид Иович Гайдай со своими родителями. И часто к ним приезжал уже будучи большим человеком, москвичом. Там же на чердаке дома и возникла знакомая всем история про браконьеров. 37-летний, фактически молодой режиссёр, за плечами его уже имелись кинопроизведения: «Долгий путь» (1956 г.), «Жених с того света» (1958 г.) и «Трижды воскресший» (1960 г.). Но они затерялись в багаже создателя, запылись во времени. Славы они ему не сыскали. Более того, после этих работ он всерьёз помышлял завязать с кинематографом. И если бы не его «троица», то кто знает, как развернулась бы фортуна, в какую сторону?

Но в защиту хотелось бы сказать, что «Жених с того света» весьма злободневен, и остро смотрится до сих пор. Как-никак сатира на бюрократические штучки-дрючки и закорючки. И само собой, в те годы она не могла понравиться чиновникам. И «Жениха с того света» решили «препарировать». Убрали большинство сцен, все самое интересное, сливки, так сказать, выкинули в корзину монтажёра. Вырезали приличное количество из 1,5 часов метра и осталось только жалких 47 минут. И попутно кто-то вынес вердикт, якобы Гайдай – непутёвый, неудачливый режиссёр. Как тут не отчаяться, не впасть в уныние? А ведь по совету Ромма Леонид Гайдай попробовал себя в комедийном жанре, но первый блин… вышел шариком.

Разболелся, ослаб Леонид Гайдай. И уезжая к своим родителям в Иркутск, серьёзно заявил тогда: «За комедию больше не возьмусь». Но, как мы знаем, всё вышло иначе… иначе накаркала ворона. М-да! Свалился словно с неба «Пес Барбос и необычный кросс». Премьера короткометражки состоялась в 1961-м, на закрытии Московского кинофестиваля. Бесспорный хит! Ленту номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, крутили во всех кинотеатрах Советского Союза. Более того, пленку купили больше, чем в 100 странах мира! И вроде как есть байка или вполне реальная история: дипломаты в разных странах перед серьезными переговорами включали этот фильм, чтобы пустить смешинки и расслабиться. Сценарий к фильму написал Леонид Гайдай, взяв основы из фельетона украинского, советского писателя Степана Оленика, а вот имена у троицы – придумка самого режиссёра.

И следом пришли «Самогонщики» со схожей задиристостью.

Немного о подборе артистов на роль Балбеса, Бывалого и Труса, который являлся для Гайдая далеко не лёгким. На «Балбеса» он изначально предполагал звать Сергея Филиппова. Даже проводились пробы. Но, увы, он весь в работе. Также режиссёр косился в сторону Бориса Новикова. И Георгий Вицин (снявшийся в «Женихе») рассказал, будто бы в цирке на Цветном бульваре видел клоуна, внешне напоминающего «глисту». Гайдая необычное описание заинтриговало, и он пригласил клоуна – Юрия Никулина – на просмотр. Так был найден Балбес. Относительно Труса решилось в одно мгновение – Георгий Вицин. С его-то тонюсеньким голоском и худым телосложением – ну, просто идеальный типаж. И никаких сомнений у Леонида Гайдая не возникало на его счёт.

А вот с Бывалым пришлом помучиться. Приходил на пробы Иван Любезнов, но отказался, из-за неважной физической формы. Бегать от собаки для него слишком тяжело – не потянет. По этой же причине отказался Михаил Жаров; он не в том возрасте, когда можно заниматься беготнёй. Бывалым мог стать и Станислав Чекан. Как-то руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев предложил попробовать Евгения Моргунова, и он, между прочим, самый молодой из этой «троицы». И совет пришёлся как раз кстати.

В «Самогонщиках» чуть не пострадал Юрий Никулин, где он катится, как колобок, в огромном снежном шаре. Спецэффектов тогда не существовало и близко. И декораторы использовали для сцены два шара: из папье-маше и из настоящего снега. Сперва с горы катился первый шар и ударялся о дерево. Затем этот шар убирали и скатывали снежный ком с Никулиным внутри. Чтобы изобразить удар кома об дерево, в него подкладывали немного взрывчатки. Однако в первый раз пиротехник ошибся в расчётах, и взрыв оказался слишком сильным. Актёр чуть не потерял сознание, но всё же согласился на второй дубль, который вышел гораздо удачнее.

Леонид Гайдай после «Самогонщиков» твёрдо решил не использовать больше нигде свою тройку-троицу. Но в 1963 году его уговорил сделать это Морис Слободской, приступивший к работе в новой гайдаевской картине «Операция „Ы“», причём Гайдай упорно сопротивлялся. Ну, якобы зачем? Какой смысл? Спустя год опять Слободской уговаривает режиссёра применить в необходимых эпизодах «троицу» в фильме с рабочим названием «Шурик в горах», который превратился впоследствии в «Кавказскую пленницу». К прочему, в сценарии прописана была вторая часть, где Шурик искал снежного человека. Но, увы, эту часть Гайдай напрочь отказался снимать. А любопытно было бы, если бы вышел в те годы подобный фильм с фантастическим уклоном.

После череды уже снятых кинофильмов троица начала «трещать по швам». Первым отказывался играть Балбеса Никулин – надоело. Моргунов рассорился с Гайдаем после «Кавказской пленницы». В руководстве «Мосфильма» сценарно-редакционная комиссия тоже принялась роптать, якобы «достопочтимая» троица себя изжила, она утяжеляет фильмы, и прочий несла лепет.

Гайдай получал кучу писем от фанатов-кинозрителей с просьбами снимать легендарное трио ещё и ещё. Зритель, в отличие от актёров и руководителей, не испытывал раздражения и усталости от пресловутых весельчаков. Сценарист Дыховичный говорил: «Вы, Леонид Иович, таких типов нашли – на всю жизнь хватит. Их можно куда угодно поместить, хоть в космос». Так или иначе, Трус, Балбес и Бывалый больше не светились в гайдаевских фильмах, но зато они мелькали иногда у других режиссёров. Да, ворчал худсовет, кривлялись по отношению к этой компашке иные творцы кино, но Никулин, Вицин и Моргунов всё-таки ещё долго радовали своих зрителей у голубых экранов. Ибо эта троица forever! Золотая или даже платиновая!

Автор:Алексей Чугунов
Читайте нас в