Все новости
КИНОМАН
30 Января , 17:00

Три орешка, а может, четыре?..

Ремейки – вещица сама в себе! В киноиндустрии за последние лет десять-двадцать и вовсе кавардак с ремейками; от них бежать хочется куда подальше, на кудыкину гору. Почти каждый новоявленный «близнец» какого-нибудь старого киношедевра превращается в излишне разрисованную финтифлюшку с «кривыми ногами». Случаются, конечно, исключения типа фильма «Тёмный рыцарь» Кристофера Нолана или «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера, хотя это скорее перезапуск, где воссоздано немного другое видение сюжета. В нашей же отечественной киновотчине вообще с переделками беда-горе. Ну, никак!

Хотелось бы поговорить-пошептаться о недавно вышедшем европейском ремейке. Тут как раз случились (нечаянно) новогодние праздники-каникулы-загулы. И как не глянуть что-нибудь эдакое с мандариново-ёлочным душком. Всем хочется подсластить ещё чуток новогоднее своё настроение. И кинофильмы неплохо этому способствуют. И случился этой зимой ремейк «Три орешка для Золушки» от Норвегии и Литвы. Почти копия фильма «Три орешка для Золушки» 1973 года режиссёра Вацлава Ворличека. Германия, Чехия, Норвегия оригинальную версию порядка сорока лет смотрит каждый год в Рождество по телевизору, а вот выйдет ли толк от близнеца-новорожденца 2021 года? Тут, пожалуй, не всё так однозначно, как желалось бы.

Стоит добавить, что очаровательная сказка «Три орешка для Золушки» снята по произведению братьев Гримм, обходя привычную всем историю французского поэта и теоретика искусства Шарля Перро. Правда, с маленькими изменениями: у братьев-сказочников ореховое дерево служило в качестве феи, а в фильме, как мы знаем, три орешка. И не вставлена авторская «кровожадность». В фильме, к счастью, не отрезают пальцы на ногах, чтобы туфелька налезла. Ну, братья Гримм, что уж говорить, обожали хоррор-стилистику, беспросветный мрак в сказках.

Норвежский режиссёр Сесиль А. Мосли старалась не отходить от первоисточника 1973 года. Многие сцены, диалоги безупречно скопированы, срисованы к радости почитателей старой версии. Правда, не знаю, можно ли считать плюсом или нет подобный финт. Но редкие эпизоды режиссёр разбавила нововведениями, местами детализировала картинку, согласно новейшему веянию времени… толерантности. Но об этом чуть попозже.

Когда я был крохотулькой, как бы подростком, то при просмотре фильма «Три орешка для Золушки» 1973 года частенько задавался вопросами. Почему часть персонажей легко одета, ведь на дворе не месяц май? И куда Золушка (Либуше Шафранкова) девала свои «ореховые наряды», одев их всего один раз? Или они таяли, как снежинки и льдинки? И нельзя сказать, что при первой встрече принца (Павел Травничек) и Золушки возникла какая-то химия, скорее наоборот. В новой интерпретации сказки сомнительные изъяны отсутствуют вроде как.

Да, между прочим, в старом фильме лёгкая «униформа» у главных героев вполне объяснима. Киносъёмки планировались летом – на цветущих лугах, а тут вдруг возникли финансовые проблемы: денег чудовищно не хватало. Подключилась ГДР. И директор немецкой киностудии «ДЕФА» в октябре объявил о том, что может предоставить павильоны только на ближайшие три месяца. Он исходил из тех соображений якобы зимой они обычно простаивают, а летние месяцы – самые востребованные для съемок, и собрать киногруппу в это время намного сложнее. Отсюда неожиданные зимние пейзажи и нехватка зимней верхней одежды. Сама Либуше Шафранкова часто вспоминала, как они мёрзли во время съёмок. Особенно памятен эпизод, где она подъезжала к дворцу в лёгкой накидке. Кинокартина 1973 года только выиграла от того, что снимали зимой, благодаря чему она превратилась в новогоднюю сказку на долгие-долгие годы. Более того, кинофильм признан некоторыми европейскими государствами – самой лучшей рождественской сказкой.

В рeмейке, само собой, с верхней зимней одеждой (средневековой эпохи) проблем нет: все укутаны как медвежата. «Три орешка» 2021 года достаточно изобилует живописными пейзажами природы, частично и архитектурными строениями. Въезд, скажем, в замок короля в момент происходящего бала – просто бесподобен. Туда самому даже охота отправиться. И компьютерной графики использовано по минимуму. Она более выигрышно выглядит в процессе «трансформации» орешек, и больше нигде не бросается в глаза. Некоторые, скажем так, поклонники современных технологий немножко возмущены скудностью спецэффектов. Типа – это же сказка, здесь должно быть чудовищно много (компьютерного) волшебства. Но мне лично и этого хватило: скромненько и со вкусом.

И есть ли смысл говорить о выбранной актрисе на роль Золушки? О Астрид Смепласс. С одной стороны, будто бы симпатичная блондинка не плохо справилась с задачей, сыграв североевропейскую замарашку (большую часть фильма она проходила с измазанной щекой… профессиональное, наверное). Но в сравнении с Шафранковой (кукольной внешностью) Астрид чуть-чуть не дотягивает до Золушки. Проступает отовсюду деревенское её обличье (кругленькая как колобок). И далась она принцу? И Шафранкова всё-таки достаточно оживлённо отобразила главную героиню, что не скажешь о норвежке. Хотя, может, зря придираюсь? Зря вешаю на неё всех собак? Но точно не пришлось по душе, когда Золушка притворялась охотником-парнем… эти её усики, да что там – усища! Зачем дополнять мужскими признаками? Или это витиеватый намёк на Кончиту Вурст? Европейские ценности…

Вот и пришла минутка замолвить слово о толерантности (новомодной), чем, собственно, и убили сказку. Друзья принца, к примеру, с которыми он часто охотился в лесу, оказались у режиссёра Сесиля А. Мосли… как бы это сказать, сказочно-феерично… очень крепко дружили, заботились друг о друге. И танцы на уроках королевского этикета постигали вдвоём. Принц же вообще чудо! Принц с арабским обликом, смуглый, в общем. Волосы кудрявые и чёрные как смоль (Ченгиз Ал). Пред нами предстал подлинный Алладин, но без лампы и джинна. Ну, что тут скажешь?! И да, негр… прошу прощения, представитель афроамериканского, афроевропейского вида, тоже присутствует в чудесной сказке. Без них никак нельзя! Без них и «кина» не будет!

На первый план прямо-таки вылезает старательно мачеха Золушки, её играла Эллен Доррит Петерсен. В реальной жизни вполне симпатичная женщина, но в фильме… Её так уделали гримёры, в результате в «Трёх орешках» она выглядит как настоящая ведьма, колдунья, негодяйка, каких свет не видывал. При разговоре с Золушкой, казалось, будто она сейчас прирежет бедную девушку или превратит в крысу. Но её что-то постоянно останавливало. Может режиссёр, сценарист не позволял свершить злодеяние. И забавная деталь – мачеха действительно пошла на кровавое преступление: в конце фильма (извиняюсь за спойлер) она чуть не убила принца, когда тот в свою очередь не пожелал жениться на её родной дочери. То есть, внешность мачехи оказалась далеко не обманчивой.

Это те самые новшества, которые внесла Сесиль А. Мосли. Их невероятно мало, но они режут глаз и портят впечатления от новоиспечённой кинокартины. Ещё какой-то стилист пролез в сказку (не исключено, что тут вмешался наш русский перевод) и жалко смартфонов не было с геликоптерами.

И сказать в завершение, под занавес можно только одно. Вряд ли в Европе осовремененный вариант сменит фильм «Три орешка для Золушки» 1973 года. Да, там европейцы на передовой линии искусства (хи-хи), они не обижают «меньшевиков», но как смотрели на Либушу Шафранкову и Павла Травничека, так и будут смотреть в новогодние и рождественские гулянья. Три орешка, четыре ли орешка, но тот фильм прошлого века уже ничем не убить.

P.S. Печально! Либуше Шафранкова умерла 9 июня 2021 года в Праге на 69-м году жизни. Совсем недавно.

Автор:Алексей Чугунов
Читайте нас: