Все новости
КИНОМАН
13 Ноября 2021, 11:09

Яркие имена. Часть вторая

НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ

Мы живем в эпоху девальвации званий, слов, наград.

Скороспелые и скоропортящиеся звезды эстрады на тусовках, транслируемых телевидением, говорят друг о друге не иначе как «Он – гений», «Она – великая артистка». Народных артистов России развелось видимо-невидимо. Между тем по-настоящему народных можно по пальцам перечесть. Из ныне живущих это, пожалуй, Инна Михайловна Чурикова.

Наткнулся недавно на одном из каналов телевидения на «Неуловимых мстителей» и обомлел: «Белокурая Жози – Инна Чурикова?» Марфушу в фильме-сказке Александра Роу помнил, а Жози как-то проморгал.

Кто бы мог тогда, в 1966 году, подумать, что всего-то через год она сыграет главную роль, Таню Теткину, в умном, тонком и неожиданном фильме Глеба Панфилова «В огне брода нет». Впереди будут «Начало», «Прошу слова», «Тема», «Васса», «Мать»…

Что ни фильм, то событие и еще одна взятая актрисой высота.

Так уж заведено в кинематографе и театре: режиссер-постановщик главные роли отдает своей жене или возлюбленной. Михаил Ромм – Елене Кузьминой, Григорий Александров – Любови Орловой, Иван Пырьев – Марине Ладыниной…

Инна Чурикова – не исключение. Она много играла в фильмах своего мужа, Глеба Панфилова, писала даже вместе с ним сценарий исторического фильма «Романовы. Венценосная семья» и при этом была нужна Кончаловскому, Меньшову, Бортко, Говорухину и многим другим режиссерам.

Выпускница театрального училища им. Щепкина Чурикова непродолжительное время была актрисой Московского ТЮЗа. С 1971 года она верой и правдой служит театру имени Ленинского комсомола («Ленком»). Здесь она играла в пьесах Шекспира, Чехова, Гоголя, Островского…

Главный режиссер «Ленкома» М. Захаров снял ее в острохарактерной роли Якобины фон Мюнхгаузен (телефильм «Тот самый Мюнхгаузен»), и зрители в очередной раз смогли убедиться, что для Чуриковой не существует такого понятия, как амплуа. Великий мастер перевоплощения, она в любой роли точна и убедительна. Армия ее поклонников огромна. Признание профессионалов несомненно.

…Родилась Инна Михайловна Чурикова 5 октября 1943 года в нашей республике, в славном городе Белебее. Но ее семья жила в этом городе недолго, поэтому Чурикова его не вспоминает.

…Много нынче актеров мельтешит на экране. Актеров много, а личности, как всегда, в дефиците. Инна Михайловна Чурикова – личность! Какой-то блоггер верно сказал о ней: «Национальное достояние».

КОМАНДОР ОРДЕНА ПОЧЕТНОГО ЛЕГИОНА

Никита Михалков – интересное, сложное, противоречивое явление. Он родился в сорочке. За что бы ни брался, все у него получается. Актер, режиссер, сценарист и продюсер – он во всем удачлив. С первых шагов в киноискусстве Михалков заявил о себе как чертовски обаятельный актер.

Многие фильмы режиссера Михалкова становились заметным событием в нашей культурной жизни и отечественной кинематографии. Безоговорочный успех у высоколобых критиков и публики имели «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Пять вечеров», «Родня», «Без свидетелей»… Они отличались высоким профессионализмом, безупречным вкусом, выразительной пластикой и напряженным психологизмом.

Никита Сергеевич – один из самых титулованных отечественных кинорежиссеров. Лауреат премии Ленинского комсомола, Михалков не раз был отмечен жюри международных кинофестивалей. Получил «Оскара» за «Утомленные солнцем». Удостоен премий Акиры Куросавы и Витторио де Сика, является кавалером Большого креста ордена «За заслуги пред Итальянской Республикой», командором ордена Почетного легиона.

Он с удовольствием, но не всегда удачно играет роль общественного деятеля, государственника, радетеля Отечества. Все это уживается в нем с предпринимательской хваткой. Одним из первых российских кинорежиссеров стал приглашать в свои фильмы зарубежных звезд (Марчелло Мастрояни, «Очи черные»; Ричард Харрис и Джулия Ормонд, «Сибирский цирюльник»). Увы, эти фильмы оказались не самыми лучшими в его обширной фильмографии. Кинорежиссер, по сути, экранизировал представления Запада о России, а в результате и зарубежная, и российская публика приняла эти картины довольно прохладно.

Никита Сергеевич умеет «доставать» деньги. «Сибирский цирюльник» стал самым дорогим (после «Войны и мира» С. Бондарчука) в отечественном кинопроизводстве фильмом.

Михалков не только разносторонне талантлив, он еще и трудоголик. Работая над «Обломовым», он снял превосходный фильм «Пять вечеров». Пресса сообщала, что маститый кинорежиссер снимает «Утомленные солнцем – 2», но раньше на свет появилась картина, которая заставила киноманов говорить о возвращении «прежнего» Михалкова, – «12». У «12» было много критиков, но картина получила «Золотого льва» в Венеции, «Золотого витязя» и «Золотого орла» в России.

У Михалкова много недоброжелателей. Они помнят, что он пнул ногой в голову нацбола и был в центре конфликта последнего съезда кинематографистов. Они не одобряют его близости к верховной власти и законотворческие инициативы. Не так давно у них был праздник: широко разрекламированный, дорогостоящий фильм Михалкова «Утомленные солнцем – 2. Предстояние» в прокате провалился. Фильм не окупил и четверти своего бюджета.

Что тут скажешь? Просчеты и ошибки мастера гораздо интересней и поучительней «творческих успехов» посредственного режиссера. А в том, что

он мастер, сомнений нет. У Михалкова очень любят сниматься актеры. Они дорожат той особой атмосферой, которую умеет создать только он один и никто другой.

Предыдущая часть
Автор:Юрий НИКИФОРОВ
Читайте нас: