Все новости
КИНОМАН
6 Марта 2021, 15:30

Мы ищем себя вне паспорта. Часть вторая

Киномарафон из фильмов онлайн-проекта «Слово Земли 2020» О том, что мелочь может сломать впечатление – напомнил мне фильм Элеоноры Лаврентьевой "Потерянный сон". Сначала я восхитилась колыбельными на разных языках. Где таких певиц дивных взяли? Русский, чувашский, мордовский напев так и лился в уши, татарский начался очаровательно, и стоп – крупным планом дикие нарощенные ногти – на руке матери качающей младенца. Это что, традиционный татарский маникюр? Где вы видели кормящую мать с такими ногтищами, как с ними купать, пеленать, подмывать, обтирать?

Впечатление и очарование сломано. Хотя и мать условная и младенец-сверток в атласном одеяльце условен, но все равно очарование неподдельное было, до этого кадра. Следующая башкирская колыбельная и опять реклама ногтевого сервиса. У фильма спонсором и рекламодателем выступал салон красоты? Я понимаю, вон нового "Джеймс Бонда" переснимают, потому что за полгода переноса премьеры рекламируемые гаджеты устарели. Но тут нет миллионного контракта, и должна быть железная режиссерская воля и отчетливое понимание темы. А здесь тема – материнство и вечность материнской любви. Режиссер имеет право быть диктатором на съемках – визуальный образ актрисы должен соответствовать ментальному посылу.
"Юрта" Лилии Щедриной – это фильм про игру-квест, – попыталась утолить мою тоску по современности. И в принципе, можно использовать «Юрту» в виде пособия – «как сделать интересным изучение истории родного края для подростков».
"Дневник дивизии" Игоря Капитонова – не показана ни в одном кадре арабская вязь, вокруг которой вся интрига. Тоже мелочь, отсутствие которой делает фильм пустотелым. Нарочито фальшивым. Ведь если речь идет о подлинных вещах, покажите их, да хоть скан или фотокопию этого написанного арабской вязью дневника на башкирском языке покажите.
Ещё на кинопроекте «Слово Земли 2019» познакомилась я с удивительной творческой женщиной – артисткой, мастерицей и филологом-полиглотом Зилей Лирой, а 13 февраля снова увидела её фильм «Жест» – на показе «Слово Земли 2020» его повторили. А еще её сын Ян Лира снял свой фильм «Память» для второго сезона этого проекта. И оба фильма показали в один блок – вот это творческая семья! Видимо, этого эффекта и добивались организаторы – мол, смотрите – мы затягиваем целые семьи в свои проекты.
И да, по холлу прогуливалась ещё одна интересная семья Габдулхаковых – папа, мама и сынишка. Создатели фильма «Исток». С папой и режиссером Рамилем Габдулхаковым удалось прояснить – почему так произошло. «Наши предки отсюда. Мы в Узбекистане родились. Наш фильм снят на основе реальных событий. Это бабушки моей жены была история. Бабушка так и не вернулась. Ей было не суждено, но она просила внуков – вернитесь, пожалуйста! Это короткометражка на основе реальных событий (там Рамзиль Сальманов играет). Не стали документальный фильм делать. И то повезло же: в первый же раз, когда захотели фильм снять – этот цифровой онлайн-проект случился. Это была просто идея и благодаря проекту она осуществилась. А так я не снял бы. Как я сниму-то фильм, обычный человек? Который вот к искусству вообще отношения не имел. Я человек с улицы. А потом – раз – и кино. Кино это такая заразная вещь. Вот супруга, вот сын тут ходит. У него это второй фильм. Он в «Песне ветра» играл главную роль. Мы как сняли фильм «Исток» – благодаря сыну. Получается вся история о том – мальчик приходит сниматься в «Песню ветра», а съёмки идут в Гафурийском районе, и мы туда приезжаем всей семьёй. И я вижу, что мы пришли в деревню бабушки моей жены. Потом мы осознаём, что это именно та деревня, о которой она рассказывала. Тут мы понимаем, что это судьба. Общаемся с односельчанами. Они нам рассказывают уже историю их семьи. Вот узнаем, что они башкиры. Хотя я татарин, и мы думали, что татары. Таким образом, получается, что есть башкирская кровь. И она не только башкирская кровь, она происходит от легендарных предков, у которых великая история. И в формате короткометражки эту историю я показал. Я про башкир, если честно, ничего не знал, пока не вник в родовую историю и не проникся уважением. Это моя дань народу, что они берегут историю, культуру и идут дальше. Об этом мой фильм «Исток». Это исповедь даже о соприкосновении татаро-башкирской культуры. Вчера отправлял на конкурс «Премия мира» свой фильм. Два фильма. «Исток» как бы отказались – говорят «только на русском языке рассмотрим», он на башкирском был снят – не приняли. А второй фильм, «Песню ветра», отправил, которую питерские сняли – взяли, приняли».
"Родной язык" – это татарские "Джентльмены удачи". Очень смешно. Актеры восхитительны. Процесс перевоспитания деревенских тунеядцев с помощью стихов Габдуллы Тукая и татарского языка. Я и весь зал хохотали в голос. Его, кстати, поставили самым последним, чтоб подсластить нам тяжесть восьмичасового марафона, с тремя перерывами по 15 минут.
Предполагаю, именно таких потенциальных профессионалов, как Айбулат и Марат, имел в виду в своей зажигательной речи про лифт вдохновитель и организатор проекта Булат Юсупов: «Я чувствую всегда такую ответственность. У меня нет возможности, я вот обучаю, потом подвожу к профессии – а лифта нет. Понимаете. Я сейчас как бы ухожу в большое плавание – снимать кино, а передо мной выпускники, которые как бы смотрят на меня с ожиданием и, наверное, говорят «ну, вот, вы научили нас чему-то – что дальше?». И вот про то, что дальше, нам с Союзом кинематографистов надо думать. Создавать условия, чтобы молодые режиссеры могли иметь какие-то ступени для роста, какой-то лифт в системе. Например, могли учиться дальше на Высших режиссерских курсах, возможно, во ВГИКе. Об этом у нас всегда разговор поднимается. Думаю, что мы придем к какому-то решению, к какой-то инициативе. Чтобы особо отличившиеся могли двигаться дальше. Думаю, мы создадим сообщество, возможно, продюсерский центр. Потому что приходит очень много сценариев, идей, которые надо поддерживать. Находить возможность помогать дальше. Я вот для себя вижу – приходит время, чтобы в нашей команде был не один Булат Юсупов. Потому что проектов много, я физически охватить всё не могу. Нужны люди, чтобы двигаться дальше. На исполкоме Курултая башкир мы постоянно говорим о прошлом, а что будет завтра. У республики должно быть культурное будущее. Мы должны предложить какую-то модель по развитию нашей многонациональной культуры в новом тысячелетии. Потому что, к сожалению, образцы высокой культуры заменяются на образцы массовой культуры. Люди из масскульта заняли те позиции, на которые ориентируется общество. А это в принципе деградация. Необходимо создавать условия для той культуры, которая являет собой смысловую несущую конструкцию и интеллектуальный ориентир. Мне кажется, наши сегодняшние фильмы – те фильмы, которые создают нужные ориентиры в обществе. И призывают людей к очень важным объединяющим ценностям. Участники прекрасно поняли, что республика наша многообразна и поэтому её надо развивать во всех сферах – культурных, экономических, образовательных. Всё это – наше достояние. Кинематографисты всегда были в авангарде многих процессов. Мы хотим к развитию многих сфер вас привлечь. За 2 сезона 44 выпускника сняли фильмы. И не хочется, чтобы они опять растворились в бытовых проблемах. Хочется дать возможность Вам ещё что-то делать. Поверьте, об этом я думаю, и надеюсь, что будет ещё следующая серия. Надеюсь, будет не двухсерийный фильм, а большой сериал. Поздравляю всех с первым показом. Вы должны побыть зрителями своих фильмов и получить обратную связь от других зрителей, чтобы насытиться идеями и уже выходить с ними в следующий цикл».
Класс «B» – мусульманские фестивали, иранский, индийские, индонезийские и так далее. Но есть и уровня «С», надо начать с таких небольших фестивалей, было время – почти каждый город проводил свой кинофестиваль в день города. Было очень много региональных – Алтайский край, Екатеринбург, Краснодар и т. д., сейчас из-за пандемии судьба их неизвестна. Надо вам смотреть и искать фестивали дебютных фильмов. Не нужно, чтобы вы получали отказ, и с каждым отказом падало настроение. Если получите фестивальную волну, то сможете хорошо зарядиться энергией».
Да, подтверждаю – фестивали очень заряжают, я сама лично убедилась в этом, когда съездила со своим фильмом, так как я выпускник первого «Слово Земли». И на этом киномарафоне была рада познакомиться и с работами, и лично с некоторыми выпускниками второго сезона. Буду ждать продолжения кинематографической карьеры отдельных новоиспеченных режиссёров, и, разумеется, продолжения самого обучающего проекта «Слово Земли».
ГАЛАРИНА, фото автора
Читайте нас: