Все новости
КИНОМАН
21 Декабря 2020, 15:10

Кино со вкусом ночного искусства

«Ars longa, vita brevis est.» (Искусство вечно, жизнь коротка) Несмотря на все сложности завершения 2020 года, уфимцам ещё есть чему удивиться. В эту субботу, 19 декабря, кинотеатр «Родина» стал площадкой для нестандартного во всех смыслах события – Ночи авторского кино в рамках III Международного фестиваля современного искусства «БашкортARTстан».

Вообще качественное независимое кино можно считать «вымирающим видом», поскольку далеко не каждый режиссёр осилит столь сложный процесс создания ленты без должной поддержки, однако надо же с чего-то начинать и молодым кинематографистам – будущему отечественного искусства.
Удивительно, что «БашкортARTстан» открывается именно кино – жанром, который раньше не был представлен на фестивале: эту партию начали с хода сильных фигур – посмотрим, что из этого вышло. Программа началась с короткометражных фильмов молодых режиссёров: Алисы Гилязовой, Анастасии Поповой, Лии Милер.
Алиса Гилязова считает, что фильмы даже с грустным концом делают людей счастливыми (и это видно в представленной короткометражке): они помогают жить и восхищаться замечательным, окружающим нас, миром. Картина «Цветы для Роберта» представляет собой сентиментальную, но без сомнения правильную историю современного парня, жизнь которого изменила дружба с хорошей, читающей девочкой. Новый друг не только привил главному герою любовь к чтению, но и дал шанс выбраться из жизненного мрака, в котором может оказаться любой человек.
«Цветы для Роберта» – это правильная во всех отношениях работа: она пропитана жизнью и тем, что должно, по идее, делать её лучше – любовью к другим и к прекрасному (в данном случае к литературе). Режиссёр даёт своим зрителям шанс оглянуться вокруг и увидеть в своём окружении тех, кому действительно нужна помощь. Короткометражка Алисы Галязовой – простая снаружи, но масштабная внутри.
Картина «Инстагуд» Лии Милер не открыла новые грани подтекста, но очень оригинально подала саму идею высокомерия современного человека, особенно в плоскости «амурных дел». Всё просто: в Instagram к молодой девушке добавляется «симпатичный француз», который становится объектом грёз главной героини. Недосягаемый идеал – красивый иностранец, – о таком мечтает каждая. Подарок судьбы: француз находит героиню, и в костюме клоуна, с цветами и воздушными шарами пытается произвести впечатление на девушку, но та пренебрежительно и необдуманно отказывает, не разглядев за чудаковатым видом «прекрасного принца». Но слово, как известно, не воробей, ведь это был тот самый «шанс на миллион». Итог: два разбитых сердца по цене одного. После просмотра короткометражки Милер поневоле задумаешься: а не делают ли такие «сюжетные повороты» людей внимательнее к чувствам других?
Сладкое послевкусие зарождающегося искусства и веры в лучшее оставляют маленькие работы, представленные на фестивале, но впереди ещё «основное блюдо» – полнометражный фильм Дмитрия Павлова «Тёмная материя: другая сторона жизни».
Как заявил сам режиссёр – «фильм не для всех», и тут мы с ним согласны. Если смотреть данную ленту расслабившись, понадеявшись на то, что язык кино сам откроет вам смысл «Тёмной материи», то ничего не выйдет. Однако даже если задумываться над каждой сценой, то вопросов появляется больше, чем ответов.
Главный герой, молодой уфимец Дмитрий, волею судьбы становится «мостом между мирами» и активирует таинственный метеорит опасных «Разрушителей миров». Парень пытается прийти к осознанию своей роли в двойственной реальности, что со временем всё больше и больше будет напоминать состояние наркотического опьянения. Поиски смысла приводят главного героя к какому-то безумнейшему квесту во временной петле. Со стороны действия главных героев, даже не мотивированные страхом Тьмы, смотрятся странно, а постоянные кадры с бесконечным течением и преобразованием самой «темной материи» под конец фильма просто начинают утомлять.
Главная ошибка всей картины заключается в том, что вездесущая «рука тьмы» – это просто тень, которая витает где-то в виде графики над Уфой, но в целом ведёт себя вполне дружелюбно: она не влияет на жизнь людей почти никак. Её не боятся главные герои, так почему должен опасаться зритель? Вообще какие-то мелочные получились адепты Тёмной материи: разномастная группа dark-косплееров с довольно неплохим гримом, среди которых нашлось место даже «криповому» маньяку с тесаком в дождевике и противогазе. Вполне мирные «злодеи»: даже почти никого не убили – обидно. Кто они, откуда взялись и вообще чем опасны для нас – эти вопросы так и остались без ответа.
Мы допускаем, что фильм «Тёмная материя: другая сторона жизни» остался нами не понят, но даже за техническое исполнение ленту нельзя похвалить. Качество кадров падает и меняется с каждой сценой, от чего начинает рябить в глазах. А вот панорамные виды столицы Республики, в отличие от всего остального, не смазаны и в целом выглядят просто замечательно, как будто снимались на совершенно другую камеру (или попросту взяты из интернета, как и, возможно, компьютерные макеты самой «тёмной материи»). Сама постановка тоже звёзд с неба не хватает: актёры ютятся где-то в сторонке, а то и вовсе «выпадают из кадра».
Звук вовсе пустился во всю: часть реплик героев не слышно из-за побочного шума большого города, зато в «свободных кадрах» саундтрек переходит в разряд «рок-концерта», оглушая зрителя и полностью лишая картину всякой атмосферы, создавая только ощущение дискомфорта.
И «на десерт». Финальная сцена: главного героя убивают, Дмитрий драматично держится за пулевое ранение, из которого даже красной гуаши не потекло. Ну, не верим!
Такое ощущение, что лента пытается сесть на несколько стульев сразу, а в итоге промахивается во всём. Психологический триллер? Хоррор? Антиутопия? Столько прицельных – и все «в молоко»: даже дать чёткое определение данной ленте мы не смогли, так как нагромождение элементов мешает пробраться к заветному смыслу. Как ни прискорбно это признавать, но в короткометражках, представленных ранее на фестивале, на этот раз чувствовалось больше живости и интереса, чем в полном метре.
«Ночь авторского кино» ушла по-английски, оставив больше ощущение недосказанности, чем удовлетворённости. Хорошего понемногу, ведь в конце концов фестиваль только начался. И хотя приятное впечатление от короткометражных работ было смазано сумбуром «Тёмной материи», тем не менее нельзя отрицать, что «БашкортARTстан» начался с ясной, морозной, зимней ночи, а это всё-таки хороший знак.
Владислав БУРУХИН
Читайте нас: