Ещё одной, радующей лично меня, тенденцией является обращение к фольклору. Думается, что никто не будет отрицать тот факт, что это просто сокровищница идей. Греческая мифология уже осточертела, классические русские сюжеты ещё не раскрыли себя во всей красе, но есть ещё множество достойных сказаний с разных концов земли. В связи с этим я хотел бы рассказать о двух фильмах по мотивам северных сказок о Эспене Аскелладе.
Завязка фильмов вполне себе сказочная: «Было у отца три сына…» – близкое русскому сердцу начало. Эспен по традиции представляет из себя местный эквивалент Иванушки-дурачка, который относится ко всем по-доброму и нет-нет да попадёт в какую-то передрягу. Вот и тут главный герой в первом фильме должен вызволить принцессу из рук злого тролля. А помогут Эспену в этом нелёгком деле его доброта и всякие старые вещи, которые он находит по дороге, наивно предполагая, что рано или поздно пригодится. И ведь герой оказывается прав, но не погрешу против правды, если скажу, что эти предметы находят в фильме самое странное применение. Но это же сказка, где главный герой не образец умственных способностей человека.
Так же сохранились все ключевые стороны классических сказок: тут и ведьма, которая за помощь чем-нибудь да наградит, и волшебный меч из болота, ну и, конечно, горный король. И всё это в антураже норвежских сказаний да под мотивы горной волынки – думается, первая часть заслужила звание неплохого фильма, а потому требовала продолжения.
Вторая часть «Эспен в поисках золотого замка» сохранила почти все ключевые моменты предыдущего фильма, но немного потеряла в логике повествования: почему-то даже для сказки поступки главных героев слишком наивны. Зато прибавилось больше того волшебства, без которого нельзя построить очаровательную историю для детей. Меч заменился сапогами-скороходами, мир всё так же опасен и населён водяными, троллями, гномами и ведьмами. Центром сюжета на этот раз стала живая вода из чертогов золотого замка.
Продолжение сохранило дух оригинала (а такое бывает не часто), что уже можно считать победой фильма. Не рекомендую искать здесь глубокую мораль: создатели не ставили себе цель чему-то научить зрителя, но хотели лишь рассказать красочную историю о простачке в духе эпической сказки. Именно после таких картин приходит понимание, как надо создавать атмосферу фильма: даже не всегда сценарные ходы кажутся нелепыми, если кино задаёт правильный тон, который поможет зрителю сразу понять законы, внутри которых вынуждены существовать персонажи. Ценность данной картины не очень велика, но тенденция, которую она продолжает, радует.