Все новости
КИНОМАН
26 Марта 2020, 20:00

Любимое кино: «Престиж» (2006 г.)

Многие называют Кристофера Нолана гением. Другие, мягко говоря, его недолюбливают за то, что он посыпает заумь попкорном. Я стараюсь не спорить о его интеллектуальных способностях, принимая тот факт, что он очень умелый постановщик со сложными структурами фильмов и, в принципе, умеет делать хорошее кино. Еще до интеллектуальных аттракционов типа «Начала» и «Интерстеллара», до адаптации Ноланом комиксов о Бэтмене, был замечательный фильм «Престиж», о котором сейчас и пойдет речь.

Каждый фокус состоит из трех частей или действий.
Первая часть называется «наживка». Фокусник показывает вам самый обычный предмет – колоду карт, птицу или человека. Он демонстрирует предмет, возможно даже просит проверить, убедиться, что он реальный, неэфемерный, самый обычный, но, разумеется, это, скорее всего, не так.
Второе действие называется «превращение». Фокусник берет этот самый обычный предмет и делает с ним что-то необычное. Но вы не торопитесь хлопать, потому что заставить предмет исчезнуть – это еще не все, его следует вернуть.
Вот зачем нужна третья часть номера – самая сложная часть, которую мы называем «престиж».
Нолан родом из независимого кино, где он уже трансформировал форму и содержание, запутывая зрителя сложной детективной структурой, которая отчасти заключалась в том, что события идут нелинейным порядком. Таким был его первый черно-белый фильм «Преследование», а в большой дебютной работе – триллере «Помни», события и вовсе шли задом наперед. «Престиж» в этом смысле исключением не стал, представляя собой такой мостик, пусть и несколько хлипкий, между Ноланом – независимым автором и Ноланом – создателем блокбастеров.
Взяв за основу одноименный роман Кристофера Приста, Нолан вместе со своим братом Джонатаном Ноланом основательно его переписал, явив миру именно тот «Престиж» – сложный детективно-фантастический фильм о фокусниках конца XIX века. И при просмотре фильма самое главное держать в голове вопрос, который на протяжении всего фильма один из двух главных героев – иллюзионист Альфред Борден – задает практически каждому, кому умудряется показывать фокусы: «А вы внимательно смотрите?». Но даже если вы выполняете условия заданного вопроса, при первом просмотре все же будет сложно уловить, в чем тут на самом деле обман.
«Стоит узнать, в чем фокус, и всё так просто»
Престиж
На дворе конец XIX века, еще до появления электричества. Место действия: Англия. Настоящий бум шоу иллюзионистов. Двигатели сюжета – два персонажа и оба – фокусники: Роберт Энжер, сценическое имя «Великий Дантон» (в исполнении Хью Джекмана) и Альфред Борден, сценическое имя «Профессор» (его играет Кристиан Бэйл). На периферии между этими двумя – престарелый мастер «магических дел», а ныне инженер трюков – Каттер (Майкл Кейн). Поначалу это два подмастерья, каждый из которых мечтает вырасти в самостоятельного фокусника. Но несчастный случай на представлении, повлекший гибель жены Энжера, разделит их по разные стороны баррикад. И начнется активное соперничество между двумя уже вполне успешными фокусниками, подогреваемое чувством мести, тщеславием и банальным соперничеством. И пусть фильм начинается уже со смерти Энжера и судилищем над Борденом, подобный факт не искореняет интриги. Борден, сидя в камере, читает дневник Энжера, переданный ему юристом. Читает то, как сам Энжер, когда еще был жив, в своем же дневнике читает и расшифровывает дневник Бордена, выкраденный его ассистенткой из мастерской Бордена, и пытается докопаться до самого успешного трюка Бордена – фокус с перемещением человека в пространстве. Для этого он едет в Америку к самому Николе Тесле, так как думает, что Тесла построил для Бордена машину для его фокуса.
Вы до сих пор внимательно читаете или смотрите? В этом фильме так же нелинейное повествование, которое будет скакать по времени и персонажам, представляя собой гигантский пазл, который зрителю предложено собирать из тех кусков, которые подсунет режиссер. Задача, могу сказать, далеко не из легких, ведь речь идет о фокусниках, которым изначально верить нельзя. Иллюзии, видимость, секреты – одни из составляющих фильма, и здесь все далеко не то, чем кажется. Внимательность зрителя здесь вознаграждается в наивысшей степени, но даже этого будет недостаточно для распутывания этого тугого и невероятно сложно запутанного клубка.
После просмотра «Престижа» сложно смотреть фокусы без того, чтобы не попытаться разгадать их секрет. Никакой магии: всегда есть потайной люк, двойник, туз в рукаве. Всего лишь великая иллюзия – ловкость рук и никакого мошенничества. «Престиж» – это тоже большая иллюзия, которая водит зрителя за нос в каждой минуте, а развязка может показаться шокирующей. И только зритель начинает привыкать к тому, что все это лишь искусно поданный обман, ему преподносится то, что уж никак нельзя объяснить с точки зрения науки и ловкости фокусника. Как пресловутое электричество в XIX веке. В этом магия фильма «Престиж» – в шаткости правды, в невозможности предугадать финал.
«Публике известна правда. Мир очень прост, мир убог,
совершенно лишен магии. Но сумев обмануть ее хоть на секунду,
ты заставишь её изумиться, а потом ты сумеешь увидеть нечто
необыкновенное… неужели не понимаешь? -
– все дело в выражении лиц»
Престиж
А теперь перейдем к главным персонажам. Им сложно по-настоящему сочувствовать: оба максимально отвращают своими поступками. Наше внимание может быть на стороне одного из них, но оба постепенно оборачиваются как лучшей стороной, так и худшей. И последней оборачиваются больше – в попытках отомстить, насолить конкуренту и, в погоне за успехом, герои не стесняются даже марать свои руки. Они готовы на любую жертву ради хорошего трюка и популярности. В этой ситуации больше жалко второстепенных персонажей: их жен и детей. Но надо признать, что за противостоянием двух иллюзионистов невероятно интересно наблюдать, ведь каждый из них хитер и изобретателен. Единственный минус этого фильма, на что и было больше всего критики, – это недостаточный упор на межличностные отношения, потому уровень сочувствия снижен до среднего, оставив внимание преимущественно на трюках и интриге. С одной стороны, это можно объяснить тем, что и сами-то герои не сильно стремятся к выстраиванию здоровых отношений, отдав полностью себя искусству. Но, с другой стороны, грани фильма могли быть выше и более хорошо обтесанными.
Почему я называю «Престиж» хлипким мостиком? Да потому, что после этого фильма начинается уже совсем другой Кристофер Нолан. Он уже перестает работать со своим постоянным композитором Дэвидом Джулионом, променяв его на модного Ханса Циммера. Снимает довольно удачные кинокомиксы про Бэтмена, но и продолжает делать сложные интеллектуальные фильмы, но уже с гораздо большим бюджетом. И кстати, в отличие от последних фильмов Нолана, «Престиж» никто не разобрал на мемы в Интернете. На мой взгляд, «Престиж» – это последняя наиболее серьезная работа Кристофера Нолана.
«Он украл мою жизнь.
Я украду его фокус»
Престиж
Дабы не сильно размазываться по тексту и избежать спойлеров для тех, кто фильм не смотрел (ведь какая будет интрига, если я все испорчу), закончить сей текст я хочу финальными фразами фильма. На мой взгляд, в них и заключена та магия киноискусства, которой мы изо дня в день восхищаемся, пусть даже это кинокомиксы Марвел. И пусть эта фраза кому-то покажется резкой, но это все же правда.
И вот, «Престиж» подходит к своему концу, но до того момента, как мы откроем глаза от удивления и неожиданности развязки, благодаря эффектному кадру, который неожиданно оборвется (ох, вот любит делать это Нолан, вспомним хотя бы знаменитый волчок из фильма «Начало», о котором до сих пор спорят все зрители), звучит: «В этот момент, вы начинаете искать разгадку. Но не находите, потому что не особенно стараетесь. Вы не хотите ее знать. Вы хотите быть обманутым».
Егор ОКУНЕВ
Читайте нас: