Все новости
КИНОМАН
21 Января 2020, 20:07

«Кино родом из детства»: что мы потеряли, а что приобрели?

Эх, детство! Вспоминаю времена, когда каждый вечер я садился на ковёр перед телевизором и включал любимые сериалы, мультфильмы и кино – вот это было время! Есть по-настоящему культовые вещи, которые и сегодня у меня и моих ровесников ассоциируются с днями, когда «трава была зеленей» а Интернет ещё не успел набить оскомину на обилии различного контента.

Конечно, сериалы «старой школы» уже забыты, списаны в утиль, но вот уже 2020 год вошёл в полную силу: люди, которые в конце XX века ещё собирали вкладыши из-под жвачки «Турбо», теперь имеют уже своих собственных детей. Классика, как известно, не стареет, и фанбаза даёт такой энергетический толчок, что многие знаковые для нашего детства проекты получили перезапуск и продолжения.
В своей прошлой статье мы рассказали о фантастических сериалах, которые составили вкус «поколения девяностых», но теперь мы поговорим о вещах, которые заставляли нас чуть свет бежать к телевизору, и так же приникать к экранам после школы. Достойны ли «переосмысления» и продолжения величия своих предков? Что мы приобрели, а что потеряли?
1.«Трое из Простоквашино».
«На святое позарились!» – кричали уроженцы СССР. И не согласиться с ними нельзя. Вот уж действительно продолжение, которого никто не просил. И дело вовсе не в ханжестве, а в подходе новой команды создателей. Чем цепляла история мальчика Дяди Фёдора – это была камерная история о «троих в деревне (не считая коровы)» с интересными персонажами, которые простыми, маленькими передрягами объясняли детям «что такое хорошо». А что имеем теперь? А имеем мы сериал с персонажами, которые в возрастном значении стали чуть старше, но психологически и морально ничуть не выросли. Матроскин и Шарик ничуть не изменились, впрочем, как и Печкин. Из нововведений: причёска Дяди Фёдора (он теперь «тинейжер») и его маленькая сестрёнка. Всё остальное осталось на местах: живут в своём Простоквашино, ссорятся, мирятся, продают молоко и вообще приспособились к новым рыночным отношениям. Да, мультик осовременили (новая иномарка, Интернет, сотовые), но что изменилось принципиально? А ничего. А из-за «большого сериального метра» любимая миниатюрная история потеряла часть своей значимости. Конечно, старого уже не вернёшь, но и нового не всем хотелось.
2.«Сабрина – маленькая ведьма».
«Лучиком света» стал, неожиданно, перезапуск сериала про Сабрину Спэлман. В «лихих девяностых» это был отличный комедийный ситком: блондинка-школьница и по совместительству преуспевающая ведьма решает свои и семейные проблемы, во всём этом ей помогают её тётушки (тоже ведьмы) и говорящий кот по имени Салем, чьи уморительные реплики разлетелись на цитаты. Сериал хоть и явно был дешевым, но тем не менее помогал скучающим школьникам скоротать часок-другой. Да, он был смешным, местами глупым и наивным, поднимал проблемы подростков и семейных ценностей, но при всём этом был очень далёк от оригинала. Мало кто знает, что чародейка Сабрина сошла на телеэкраны со страниц одноимённого комикса. Первоисточник был куда мрачнее: если ситком заставлял смеяться, то оригинал больше пугал – это был настоящий хоррор со всеми вытекающими. В 2018 году именитая компания «Netflix» полностью переделывает концепцию старого сериала и создаёт «Леденящие душу приключения Сабрины». Проект вернул «ужасный» шарм комикса: уже не так смешно, но всё ещё интересно! Актёры стали больше походить на школьников (как и положено по источнику), а сама история стала остросюжетней и глобальней: что уж там говорить, в финале второго сезона маленькой ведьме предстоит чуть ли не спасти мир от пришествия Князя тьмы. Старую добрую «Сабрину» фанаты в итоге не получили, но получили куда больше – самобытный, новый взгляд, который буквально реанимировал «антиквариат». Пусть это не «классика», но «переосмысление» вышло достойным во всех смыслах: «Сабрина» будет жить для нового поколения.
3.«Зачарованные».
Ну раз уж пошла речь о колдовстве… Этот сериал находил подход и к мальчикам, и к девочкам: для одних – колдовство, драки и монстры, а для других – драма, сильные характеры главных героинь и сложности «химии» личной жизни. Сериал рассказывал историю трёх сестёр, которые случайно обнаружили старинную книгу заклинаний на чердаке. Чары берут свое: девушки узнают, что являются потомками ведьм и могут колдовать, но для пополнения сил им необходимо единство. Так сестрам приходится забыть о прелестях обычной жизни, чтобы воссоединиться ради сохранения мира на земле. Сериал, в силу времени своего создания, не мог похвастаться хорошей графикой и интересными решениями, но когда заговорили о перезапуске, то сразу хотелось сказать «Вот теперь всё будет как надо». Разочарованию не было конца. Выглядит новый сериал как китайская подделка, которая не приняла во внимание ошибки оригинала, но ещё и своих понаделала. Актрисы, которые в старом сериале были целостными личностями с опытом каких-то жизненных проблем и отношений, сменились школьницами, не знающими даже, что им сегодня надеть (не говоря уже об актёрской игре). Испортила и без того плохую картину ещё и подоплёка с нетрадиционной ориентацией одной из главных героинь: совершенно ненужный и неаргументированный ход. Вообще вся история выглядит фальшиво, не потому, что это «не то, как было раньше», а потому, что нет работы над ошибками. Ну и в завершении – спецэффекты: раньше были нарисованные лазеры из глаз, сейчас – у демона глаза вырезаны в обычном редакторе, подвластном неопытному пользователю. Раньше был грим и комбинированные съёмки, сейчас – слабая и нереалистичная анимация. Создание новых «Зачарованных» это пример того, когда создатели решили заработать на ностальгии зрителя, но совсем позабыли, что этот зритель ещё и оригинал видел.
4.«Мумия».
Библиотекарь и археолог на самолёте отстреливаются от зомби-мумий внутри пирамиды – звучит здорово, правда? Комедийное приключение с элементами блокбастера с Бренданом Фрейзером и Рэйчел Вайс в главных ролях было увлекательным аттракционом для юной аудитории. Сюжет был полон загадок, тайн Египта и непошлого юмора (хотя местами и глупого до крайности). После просмотра любой части этого фильма появлялось желание изучать историю, узнавать новые факты о фараонах, императорах Китая и традициях древних народов, потому что хотелось так же приключений. Так сильны были эмоции! Когда объявили о перезапуске, но уже как полноценного фильма ужасов, интереса только прибавилось, потому что, будем честны, старый фильм почти не пугал. Вроде и актёры подобраны что надо: тут и Том Круз, и Рассел Кроу – смотреть явно есть на что! Но как обычно «начинали за здравие, а кончили – за упокой». Фильм попытался угодить всем, и в итоге получился средним. Что касается непосредственно «мертвеца в бинте», то мумия стала более живописной, а спецэффекты красивее и завораживающе, но сама роль чудовища в сюжете потерялась. Возможно, что в промахах фильма виновато желание кинокомпании «Universal» создать киновселенную в попытках поспевать за «Marvel». В итоге фильм стал не хорошим, и не плохим: он просто есть – ну и ладно.
5.«Утиные истории».
Вступительную песню из этого мультсериала знает каждый ребёнок «девяностых». Мультфильм без особой сюжетной подоплёки, но играющий на воображении ребёнка, который показывает, как интересна может быть жизнь с друзьями, даже если они просто нарисованные уточки. В своё время «Утиные истории» были хитом наряду с линейкой других мультсериалов («Чёрный плащ», «Чип и Дейл» и т. д.) и расставаться с ним было очень тяжело. В 2017 году «Disney» решила порадовать «уже не детишек» перезапуском. И ведь действительно порадовали! Новые «утки» отличаются новой прорисовкой и графикой, а в остальном сохранили шарм старого приключенческого мультфильма. Вдобавок фанаты получили ещё ряд интересных сюжетных ходов и вопросов, над которыми раньше не думали, например: а кто родители Хьюи, Дьюи и Луи, и куда вообще они подевались? Даже культовую песню оставили, лишь слегка осовременив. Может быть «Disney» ещё не совсем потеряли хватку?
6.Все киноадаптации «Disney».
Стоит ли говорить, что «Мышиная компания» как никакая другая любит поиграть на добрых воспоминаниях своих зрителей без какого-либо финансового риска? Все мы любим незабвенную классику «Disney», помним ярких и харизматичных персонажей, поём песни, знаем наизусть сюжеты, но на этом всё? Готовы ли зрители раз за разом смотреть одно и тоже, только уже в киноформате? Конечно, нет! Но кто нас спрашивает? И вот ежегодно кинопракат штурмуют ремейки старых мультфильмов. Сразу отдадим должное: хорошие и стоящие моменты есть почти у каждого фильма в этой группе, так что некоторые ленты получились весьма интересными с точки зрения переосмысления сюжета. Взять хотя бы ту же «Малифисенту», которая показывает нам историю спящей красавицы под другим углом, где злодей не просто «чёрное» пятно сюжета, а сложный и многогранный элемент драматургии.
Также ремейки залатали некоторые дыры оригинальных сюжетов, усилили визуальную составляющую и переработали уже известные песни. В этом плане выиграл из последнего «Алладин», сделав принцессу Жасмин не обычной «куколкой», а женщиной, которая действительно достойна большего, чем «золотой клетки» – ей хочется сопереживать. Глобализация графики сделала такой шедевр как «Книга джунглей» настоящим диким миром.
Но графика – графике рознь! Например, любимый многими «Король Лев» с реалистичной графикой стал посмешищем, так как сложные модели убрали все эмоции персонажей и сделали запоминающуюся историю фильмом с канала «Discaveri» со звуковой дорожкой из оригинального фильма. Довольно посредственным получился и «Красавица и Чудовище». Актёры и красивая картинка – это ещё не всё.
Половина успеха в формуле «Disney» – это всё-таки хорошие и запоминающиеся песни. Тексты всегда отражали в мультфильмах душевное состояние героя, и после музыкальной композиции больше вникали в сюжет, переживали за судьбы героев – поэтому так важно хорошее исполнение. Но если с инструментальной составляющей всё хорошо, то на ведущие роли почти во все фильмы попадают люди, не имеющие к вокалу никакого отношения. Вот тут хочется сказать спасибо русскому дубляжу, который сделал из «среднековой» песенки настоящий музыкальный номер.
Кажется, что тенденция «переделки» стала только входить в силу: посмотрим, что из этого получится.
Конечно, какие-то вещи получились в «новом начале» лучше, а какие-то хуже: первое, что надо помнить при переработке материала, который играет на настальгии, – это сделать работу над ошибками и отнестись с уважением к опыту прошлого (ну, в крайнем случае целиком переработать концепцию, если материал сложно изменить). Как бы там ни было, у нас в сердце всегда останутся старые фильмы и сериалы, по которым мы будем скучать всем сердцем и время от времени пересматривать… XXI век всё-таки! Упомянуть все вещи «родом из детства» нельзя: очень уж их много – но когда-нибудь мы расскажем и о тех вещах, о которых сегодня не успели.
Владислав БУРУХИН
Читайте нас в