Все новости
КИНОМАН
12 Декабря 2019, 17:52

Птичий язык кинопроизводства

Я забочусь о своих творческих читателях, и посему делюсь с ними информацией, приходящей ко мне отовсюду. По мере сил стараясь объяснять специальные термины или англицизмы. А нынче-то, какой кинофестиваль без питчинга? Вот и «АСАМ» в Чебоксарах не обошелся без сего мероприятия. Там был объявлен питчинг сценаристов. Теперь немного поясню, что это за иностранное слово (все время хочется сказать “птичинг”) и почему оно сейчас так часто звучит в индустрии кино.

Раньше, давным-давно, в другом веке, в другой стране Советский Союз весь кинематограф был государственный, просто были производственные планы и худсоветы, что одобряли – чью задумку в план ставить и сколько денег режиссеру дать на съемки, потом – какую категорию при выпуске фильма в прокат присвоить или вовсе на полку его положить. А нынче все не так.
Сначала в новые времена появились продюсеры, у которых деньги были, или они их умели найти на производство кино. Тогда и возникли, как на Западе, питчинги продюсеров. Пи́тчинг (англ. pitch – выставлять на продажу) – устная или визуальная презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект.
Потом выяснилось, что кино российское все никак не может стать на ноги из-за отсутствия интересных, оригинальных историй. И вот оказались необходимы питчинги сценаристов.
Заранее был объявлен конкурс сценариев для фестиваля «АСАМ». Писательница Дина Гаврилова (героиня моего документального фильма) тоже приняла в нем участие и прошла отборочный тур со своим сценарием по повести «Поленька, или Христова невеста».
3 декабря был мастер-класс, как правильно презентовать свой проект. Учила нас юный режиссер Елена Рябцева, она получила средства на съемку своего фильма «Юман» благодаря питчингу в Казани. Но поездила со своими другими проектами немало: и в Петербурге была, и в Барнауле. И Елена увлекательно делилась опытом со всеми пришедшими.
Во-первых, на питчинге можно представлять не только готовый сценарий, но и идею. Идея в кино – это: а что если?..
Например, а что если инопланетяне не высокоразвитая цивилизация, а чмырики-мигранты, что в соседнем райотделе в кутузке сидят.
Во-вторых, идею или сценарий должен доносить до публики тот, кто хорошо это может сделать – режиссер, продюсер, необязательно сценарист (вдруг он интроверт или заикается в минуты волнения).
Выступающий должен представиться, сказать – что до этого делал. Дина Гаврилова, например, писала книги.
В-третьих, «дримкаст» – актерский состав мечты. Кто знает, кроме вас, актрису из драмкружка? А она будет играть в вашем фильме роль, ту, на которой в дримкасте «Ходченкова». Хотя бывают удивительные вещи: на питчинге в Санкт-Петербурге у одного конкурсанта в дримкасте был актер Евгений Стычкин. И член жюри спросил: а вы ему предлагали? Вот у меня есть его телефон, звоните и посылайте сценарий. А вдруг…
В-четвертых, для успеха важна команда, если у вас уже кто-то есть – оператор, композитор, художник по костюмам – смело заявляйте. Елена Рябцева показала нам красивую презентацию костюмов главных героев, сделанных дотошной художницей. Даже узор, который был вышит на одежде каждого из героев фильма, был выведен на экран отдельно и имел определенное значение. На рубашке сына были вышит символ «сыновний долг». Хотя этих символов никто не знает, но детальность проработки впечатляла.
В-пятых, нужно накидать референсы, то есть отсылки к другим фильмам, на что это будет похоже. Можно использовать иностранные фильмы. Но всегда должен быть хотя бы один современный российский фильм – знак того, что вы ориентируетесь в современном нашем кино.
Вы можете не обозначать бюджет, если вы сценарист (с них взятки гладки). Но если вы продюсер/режиссер, должны озвучить и расписать бюджет – что и почем, сколько стоит аренда оборудования, помещений, изготовление костюмов и т.д.
Фильм считается окупившимся, если его прокатная история в 2,5 раза превышает расходы на производство.
Можно еще сделать «сизл» длиной 2 минуты (на сам питчинг отводится пять минут). Сизл (Sizzle) – трейлер или небольшой видеоролик, состоящий из кадров уже существующих фильмов или видеороликов. Используется на стадии предпроизводства для презентации кинопроекта на питчинге. Сизл делается специально для питчинга так, чтобы вся сюжетная линия была ясна и понятна.
Хотя есть и другие способы впечатлить жюри: например, команда фильма «Невский пятачок» вывела на сцену 17 человек и разместила их на плечах друг у друга в пирамиду – так они проиллюстрировали факт о том, что плотность погибших была 17 человек на 1 квадратный метр за время обороны этого участка фронта в эпоху Великой Отечественной войны. Кадры с презентации впечатлили нас. Жюри прониклось тоже, и люди получили финансирование на свой фильм.
Где найти информацию, как попасть на питчинги, и где, и когда они проводятся? Существует паблик «Питчинги», в основном в Телеграмме (10 тысяч подписчиков, может скоро к ним присоединиться еще кто-то из моих читателей, снимать кино очень увлекательное дело). Надо узнавать – под что, под какую тему заточен питчинг и кто в жюри. Если там режиссер, который знаменит ужастиками, то он на сценарии жанра «хоррор» будет обращать внимание. В Фонде Кино в этом году 56% процентов средств отдали под фильмы «ужасов» или нечто подобное. Исходя из предпочтений основной возрастной группы посетителей кинотеатров, а это подростки и молодежь.
И еще для защиты своей идеи надо сделать красивую презентацию.
Ну, вот основными понятиями, усвоенными на мастер-классе питчинга сценаристов, я с вами, как могла, поделилась. Теперь дерзайте!
ГАЛАРИНА