Все новости
КИНОМАН
11 Ноября 2019, 17:43

Облепиха среди киноклюквы с малиной

Вампилов, Гоголь, Бунин, Куприн, Довлатов, кто ещё? Мировое кино любит эксплуатировать образы военных-здоровенных, маньяков-психопатов, отважных полицейских или всяких фантастических тварей и борцов с ними. Выигрышные фактуры, зрелищные ходы. И вдруг среди всей этой клюквы с малиною протянулись полосою фильмы про писателей. Начну свой обзор с отечественных фильмов и писателей.

Как и откуда, но интерес у режиссеров к владыкам слов и дум есть. И надо сказать значительный. Вот сняли фильм про Вампилова «Облепиховое лето» (2018 г.). Худо-бедно, но сняли же. Прозаик и драматург из Иркутской области знаком широкому зрителю по блестящим фильмам «Старший сын» с Евгением Леоновым и «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем (по пьесе «Утиная охота»). Благодаря кинопоиску, выяснилось что ныне уже 21 фильм снят по произведениям Александра Вампилова, есть и зарубежные экранизации, например, венгры тоже не смогли пройти мимо «Утиной охоты»(1989 г.) и «Старшего сына» (1973 г.). И теперь вот кинематографисты решили обратиться к фигуре самого писателя, которого сыграл заслуженный артист России Андрей Мерзликин («Брестская крепость», «Рассказы», «Училка», «Бумер»). Это игровой дебют режиссера Виктора Алферова. У иркутян, судя по отзывам, есть претензии к тому, как и где снимались местные реалии. Но у людей, никогда сроду в Иркутском драмтеатре не бывавших, претензий возникнуть не должно.
Мой коллега Алексей Кривошеев, заметив, о чем я пишу, поделился впечатлениями от фильма «Гоголь. Начало» (2017), в главных ролях – Александр Петров и Олег Меньшиков. Итак, слово поэту Кривошееву: «Что можно сказать про фильм? Это интересная вариация по мотивам ранних произведений Николая Васильевича. Фильм оснащен эффектами по самым современным технологиям. Артист Александр Петров хорош, он приезжал к нам в Уфу с «Гамлетом», снимался с Хабенским в «Методе». Сильный молодой актер, он изнутри перевоплощается. Даже без носа наклеенного играет убедительно. Чувствуется духовный потенциал. Олег Меньшиков играет там сыщика, у него чувствуется мастерство». Кстати, это первая часть телевизионного цикла про Гоголя.
И в связи с этим разговором нарисовался другой телесериал про писателя – «Куприн», премьерный показ коего был в 2014 году. Главную роль сыграл Михаил Пореченков, еще там снимался мой любимец Максим Аверин. Главная идея фильма заключается в том, чтобы переплести судьбы героев из разных повестей и рассказов писателя Александра Куприна. Все три части сериала объединяет образ самого писателя, который не только исполняет роль рассказчика, но и лично встречается с героями собственных произведений. При такой задаче довольно большая нагрузка легла на сценаристов Николая Лырчикова, Елену Исаеву, Ольгу Михайлову при участии Влада Фурмана. Они постарались вместить максимальное число рассказов Александра Куприна в сию экранизацию. Сериал разбит на три части – «Куприн. Яма», «Куприн. Впотьмах», «Куприн. Поединок» – снимали три режиссера Фурман, Эшпай, Малюков.
Если уж идти по писателям дальше, то невозможно забыть чудесный фильм Алексея Учителя «Дневник его жены» (2000 г.). Он был и тогда для меня великолепен, да и сейчас, вне зависимости от того, насколько вам интересна биография писателя Ивана Бунина и его семейные перипетии, смотрится на одном дыхании. Это именно кинопроизведение. Свет, операторская работа, игра актеров – все изумительно. Когда-то «Дневник его жены» получил Гран-при на Кинотавре, пересматривая, понимаешь, что абсолютно заслуженно.
Касаться Пушкина и Есенина в исполнении Безрукова не буду, про них – сериал «Есенин» (2005 г.) и кинофильм «Пушкин. Последняя дуэль» (2000 г.) – много писали и без меня. Хотя их объединяет не только Сергей Безруков, но и конспирологический мотив расследования обстоятельств гибели. Почему именно такая детективная линия показалась режиссерам наиболее актуальной в отношении жизни и смерти великих русских поэтов? Это вопрос к режиссерам Игорю Зайцеву и Наталье Бондарчук. Не всех она устроила, но устроила продюсеров и денег на фильмы дали. Отрицать то, что эти фильмы посмотрело огромное множество народа, не буду. Но не детективом единым интересны жизни творцов.
В 2018 году всего 4 дня в прокате шел фильм «Довлатов» режиссера Германа Младшего и его, к сожалению, посмотрело тогда не так много людей. А посмотреть стоит. Хороший, тщательно сделанный фильм. Много проработано в нем деталей, рисующих то время, и актерская работа понравилась. Атмосферный портрет эпохи, а не только писателя Сергея Довлатова. Тем людям, кто родился в ту эпоху и читал этого талантливого писателя, фильм отозвался душевным резонансом. А людей помоложе Герман-младший привлек своим фильмом к чтению довлатовских книг. А именно такой эффект и должен оказывать фильм про писателя – желание прочесть заново или даже впервые книги, которые сделали этого человека повелителем душ.
ГАЛАРИНА