Все новости
КИНОМАН
22 Октября 2019, 11:00

«Джокер» – олицетворение нашего общества?

Когда слышу об очередном шедевре, будь то новая книга или нашумевший фильм, почему-то сразу появляется сопротивление: а стоит ли в это вообще погружаться? Если нравится всем, значит что-то тут не так – усредненность, раздутость успеха. Помните известный эпизод из «Служебного романа», где секретарша на мнение директорши о ее новых сапогах произносит: «Значит, хорошие сапоги, надо брать…» Вот и тут происходит нечто подобное – фильмы и книги, которые подвергаются критике, часто оказываются интересными и наоборот.

Фильм «Джокер» называют открытием года. «Наверное, снова зрителям подсунут крутые спецэффекты, на которые ушли миллионы» – подумалось мне. Но на сей раз я ошиблась.
В этом кино на первый план выходит игра актера. И игра эта на высшем уровне. Перевоплощение – мастерство, которым обладают далеко не все современные артисты. С чем это связано? Наверняка с тем, что основной упор делается на антураж, графику, зрелищность, но никак не на глубокий анализ героя зрителем. Современный зритель вообще не любит сложных фильмов, которые вызывают противоречивые мысли и эмоции. Мы устаем на работе, наш мир полон стрессов и нам хочется увидеть на экране что-то позитивное, расслабляющее или напротив – фантастическое, и непременно с хорошей концовкой! Реальная жизнь и так подчас на 50 процентов заменена на виртуальную, а значит на ненастоящую, и проблем хватает и там и тут.
Зритель бессознательно ожидает, что зло будет наказано, а добро восторжествует. И если у вас такие ожидания – не смотрите «Джокера».
Этот герой – олицетворение нашего общества. Здесь не будет заигрываний и приглаженности. Только жизненные процессы, в которых мы, даже не желая того, участвуем. Зло порождает зло – вот посыл этого фильма. Но мало сказать эту банальную фразу, надо быть убедительным. И «Джокер» убедителен.
Мы с первых минут сопереживаем герою, мы чувствуем то, что ощущает он, мы следим за личностями, которые живут внутри него. Да, финал, казалось бы, предсказуем, но это только на первый взгляд. Фильм держит в напряжении до конца.
Отдельно надо сказать об игре Хоакина Феникса. Я могу отнести его к своим любимым актерам. Этот артист способен перевоплотиться в скромного парня из «Таинственного леса», в яркого героя из «Команда 49. Огненная лестница» и
стать ужасающим злом в «Джокере». Кстати этот персонаж постоянно трансформируется. То зритель сочувствует ему, то ощущает омерзение, то видит в нем харизматичного психопата… В этом смысле фильм напомнил мне кинокартину «Сплит», в которой герой страдал диссоциативным расстройством. Ты будто бы не веришь, что в одном человеке могут жить столько личностей, но понимаешь, что так бывает.
– Умное лицо – это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица, – говорил барон Мюнхгаузен, и мы понимали, что шутить и смеяться куда более естественно, чем строить из себя невесть кого. «Джокер» поставил под сомнение эту истину. Казаться веселым и быть им – в наше время разные вещи. В киноленте затронуты экзистенциальные вопросы о счастье, горе, нелюбви, но ответов на них нет. Как и нет выхода. И так бывает, все чаще и чаще…
«Как такой правдивый фильм вообще могли выпустить в прокат?» – таким вопросом задались мы с друзьями после просмотра. Ответ прост: зрители устали от лживых, приукрашенных реальностей, от неискренних улыбок, и этот фильм является предложением на спрос. Спрос на правду о зле, а не только о добре…
Ева СИЛЬВЕР
Читайте нас: