Но отправился герой в поход, в армию. А сила неведомая унесла возлюбленную его в тридесятое царство. За реку широкую, Белую. За мост горбатый, железный. Под сень Салавата-батыра бронзового.
И, как водится, приехал наш герой за своей красавицей, чтобы домой её вернуть. Только не больно-то хочет красавица, чтобы её возвращали. Да и героя завертело, закружило место зачарованное – Уфа-град с его чертями зелёными, устроителями свадеб предприимчивыми, на коне волшебном, «Волга» ГАЗ-21 прозывающемся. Так что ничего не осталось герою, как только взять волшебного четырёхколёсного коня и пустится по царству заколдованному, городу миллионному, чтоб спасти хоть кольцо своё заветное, обручальное. Потому что фея из этого города волшебного, с волосами зелёными, русалочьими, забрала то кольцо заветное и улетела на скутере… Только русалки и феи, они это, знаете ли, и приворожить могут. Так что кольцо-то найдёшь, а сердце – навек потеряешь…
Но бабушка героя нашего, бабка вещая увидела, что внучку помощь понадобилась. И собрала она героя спасать-выручать целое народное ополчение. Полсела, считай, походом на Уфу-град двинулось.
…Как сказание о Садко и морской царевне или, вернее, как сказание о путешествии героя-батыра в другой мир, строится этот фильм о герое с «батырским» именем Урал. Со всеми атрибутами героического эпоса. И, конечно, с завоеванием принцессы зачарованного мира в конце.
Причём, то своеобразное обстоятельство, что Уфе достаётся при таком раскладе роль не то Подводного Царства, не то Страны Джиннов, не то Зазеркалья, не то Страны Антиподов, не то Подземного Мира, не то Поднебесья, населённого Солнцем и Луной, – до странности точно характеризует город. Как и то, что Уфа в кадре так и летит, так и вертится, так и сверкает, поражая больше, чем запоминаясь. Угадываясь, а не узнаваясь. Эта неопределённость, недосказанность, оборотистость непрерывно меняющихся ликов и лиц – именно она и есть лицо Уфы. С оттенком даже какой-то и настораживающей, и чарующей потусторонности. Перед нами портрет Уфы как города, чьё основное свойство – отсутствие чётких свойств. И перед нами – портрет современного мира, лишённого и в плохом, и в хорошем смысле определённости. Мира, где
переменчивая Уфа является единственно возможной его столицей. Дивная Уфа как столица дивного нового мира – и является, кажется, основным содержанием фильма.
…А что с героем-то? Остался он в Уфе или нет? Если остался, то грустно немного… Но, с другой-то стороны, даже в самом традиционном, самом народном батырско-богатырском эпосе, всё самое интересное начинается, не когда «жили-были-не тужили», а когда традиционный уклад сталкивается с пришлым волшебством. Именно это столкновение делает героя – героем, подвиги – подвигами, любовь – любовью. И неважно, что в одной сказке герой вернётся домой с молодой женой, а в другой – останется править Волшебным Царством. Важно, чтобы столкновение с волшебством всё-таки, случилось… В этом и черпает силы автор, пытаясь решить вечную, но очень личную дилемму: что лучше – рассказать современным языком о традиции или остаться её молчаливой частью? Закрутиться в волшебной сказке или остаться в «жили-были-не тужили»?.. Но мы уже поняли, что необходимость сказок – это основа морали всех сказок, эпосов и легенд. И этой истории тоже.
Хорошо любить свою бабушку, но и от волшебства, сколько ни отмахивайся, всё равно – не отмахнёшься!..
«Из Уфы с любовью» – игровой полнометражный фильм Айнура Аскарова (Башкортостан).