Все новости
КИНОМАН
11 Августа 2019, 07:36

«Девушка и море»

Что такое болезнь и здоровье? Безумие и разум? Трагедия и счастье? Часть драматургии выпавшей нам уникальной роли на съёмочной площадке великого фильма жизни. Как можно снять игровой фильм про Подлинную коллизию? Да так вот и можно.

Ведь это только за пределами кино и театра нам кажется, что мы умеем отличать реальное от нереального. Жизнь от игры. Норму от исключения. Но на самих подмостках – всё правдиво, правильно и возможно. А внутри кино – особенно.
Фактура фильма – определяет правила фильма. И нет таких правил, которые были бы невозможны в кино. «Все фильмы рождаются свободными и равными», как говорил основатель Французской синематеки Анри Ланглуа, а уж он-то в этом разбирался. И это значит, что по органическим свойствам кино как искусства внутри каждого фильма все участники изображения – свободны и равны.
Авторы казахского фильма с участием актёров-инвалидов, актёров-непрофессионалов, актёров, которые играют актёров, до конца постигли эту основополагающую суть киноискусства. Самую суть киностихии. И дали этой стихии наполнить свои паруса.
Структурно фильм чем-то слегка напоминает легендарный «Марат\Сад» Питера Брука, где правдивость достигается многоступенчатостью представления, в котором: актёры играют безумцев, а эти безумцы – пьесу де Сада, а эту пьесу представляют скоморохи, а на этих скоморохов смотрят актёры-зрители, а на них – мы. И, благодаря этому, в центре всей идеально-круглой театральной композиции оказывается возможным существование человека, который ничего не играет, а просто живёт. Казахский фильм не обладает классическим рационализмом европейской постановки. Но работает, во многом, похожими приёмами.
Чтобы сделать существование не самых привычных киногероев привычным – на экране непрерывно создаётся максимально непривычная обстановка. И кино оборачивается то подсвеченной бумагой, то повествованием вышитых картин, то балетом грязного и чистого белья, то оживающими кукольными персонажами. (Перечислять можно долго – язык фильма максимально разнообразен.) Таким образом, вопрос о допустимом и недопустимом, возможном и невозможном, условности и жизни – снимается. Потому что всё непрерывно смешивается. Пока граница между ними окончательно не стирается. И тогда всё на экране становится условностью, и всё на экране становится жизнью. И даже более, чем жизнью.
Вот такой вот фильм – начинающийся, как наивная сказка, переходящий в абсолютную драму и завершающийся просто чудом. Хотя то, что сломанное дерево может стать опорой чахлому растению – не чудо, а факт.
«Весь мир театр. В нём женщины, мужчины – все актёры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль.» – говорил Шекспир, возможно и в том смысле, что, делая живую жизнь частью подмостков, актёр приобретёт возможность интерпретировать свою жизнь также полно, как пьесу.
СПРАВКА:
Мухамед Мамырбеков, Азизжан Заиров (Казахстан).
Азизжан Заиров – режиссер, победитель проекта «100 новых лиц Казахстана». В возрасте 30 лет поступил в КАЗНАИ им. Жургенева на режиссера документального кино. На счету режиссёра-сценариста Авизжана Заирова пока немного работ, но все они отмечены призами на престижных фестивалях.
Мухамед Мамырбеков – сценарист, режиссер. Родился 3 марта 1971 года. В 1996 г. окончил Актюбинский педагогический институт. 1998 – окончил Национальную академию искусств им. Жургенева (специальность «Продюсер кино и телевидения»). Автор и режиссер цикла телевизионных программ «Короткий монтаж» (ВГТРК «Мир», ТРК «Хабар»). Принял участие в качестве режиссёра или сценариста в создании около десятка игровых фильмов.
Ради мечты создать семью и родить ребёнка Асель, несмотря на неизлечимую болезнь, готова пройти все испытания и принести любые жертвы. И даже потеряв все шансы на то, что мечта сбудется, девушка до конца сохраняет веру в неё.
Юлия ЛОМОВА-УСТЮГОВА
Читайте нас: