Конечно, я люблю кино. Но смотреть и снимать – это большая разница. Когда мы снимали сцену с Рамзилем Сальмановым в роли Валиди, я был потрясен его игрой. Я оказался внутри фильма, но это была реальность, а не фантазия, не сон. Я видел настоящего Валиди!.. Салават Юлдашбаев стал Ханом, а Венер Камалов стал мудрецом Юсуфом Баласагуни. Это была первая сцена сценария, но снималась она самой последней, уже в 10 вечера. И произошло чудо перевоплощения: артисты стали жить на съемочной площадке. Съемки стали для них, загруженных в театре, некой отдушиной, они вжились в судьбы людей, живших тысячу лет назад. Они воскресили их своей игрой. И они изменились сами, они не были больше теми, кем они были час назад, когда гример только приклеивала им бороды, когда еще художник колдовал над тем, куда прицепить бутафорскую саблю... Произошел тот самый катарсис, и это было на моих глазах... Теперь можно сказать – на глазах режиссера... Я теперь с нетерпением жду премьеры фильма, ведь этот катарсис я хочу увидеть в глазах зрителей... Наш художник подошел после съемок и спросил, а где можно прочесть эту книгу – «Благодатное знание»? Это и был самый главный результат, ради которого затеяли Кинофорум, писали сценарии, снимали кино... Это уже случилось!..
Я очень хотел попасть на Кинофорум в качестве участника, поэтому стал думать, что лучше всего подходит под название «Слово Земли». Был у меня давний замысел – снять видеоклип на тему «сарматы». Почему сарматы? Потому что я и есть сармат, тот самый, о котором писал Геродот, да и Овидий тоже. Так вот, наш башкирский народ состоит из многих племен, история которых была записана в родовых шэжэрэ, в родословных. Но, конечно, сегодня с помощью ученых историков и генетиков мы можем заглянуть вглубь истории и проследить за своими корнями, причем шэжэрэ башкир практически были подтверждены исследованиями генетиков – это достоверные источники. Наше большое племя юрматы и есть сарматы; часть сарматов, которые жили пару тысячелетий в Причерноморье, в Крыму, на Дону, на Кубани, на побережье Азовского и Черного морей. Жили так, как жили башкиры еще сто пятьдесят или двести лет назад: в юртах – летом, в избах – зимой, пасли скот, выращивали пшеницу и рожь, пили кумыс, охотились на диких животных… Кроме того, сарматы имели высокие технологии по обработке железа, их конница была самой сильной, так называемые катафракты – из-за используемых доспехов (которые часто делались из конских копыт) известен и сарматский лук, и сарматский меч, который длиннее скифского.
По Геродоту сарматы произошли от мужчин-скифов и женщин-амазонок. Это легендарный народ! Сегодня потомками сарматов являются многие современные народы (в определенной части) такие, как поляки, русские (южные), украинцы, белорусы; а также тюркские народы такие, как киргизы, башкиры, татары (конечно, какая-то часть мужского населения). Об этом можно прочесть в научных источниках. Близки к сарматам аланы и роксоланы. Так вот, наши юрматы по одной версии – это роксоланы. Данные постоянно уточняются. Как известно, они изрубили когда-то две римские когорты, ведь удар длинными копьями сарматской конницы был подобен тарану. Что говорить о стрельбе из лука: противник уничтожался без соприкосновения на дистанции, так воевали наши парни и в 1812 году. Только из нашей небольшой деревни Гумер Ишимбайского района – это 13 юрт 7 кантон (12 и 13 башкирские полки на Отечественной войне) было четыре батыра награждено медалями за участие в войне 1812 года и еще за взятие Парижа. В Париже побывал и я, кстати. Культ Наполеона там процветает. Однако, историю вы эту знаете.
Так вот, клип «Сарматы» связан с тем, что я как-то в 2011 году написал одноименное стихотворение. Оно понравилось моим родным и близким. На этом дело остановилось. Тогда я еще не был поэтом и не собирался им становиться, хотя знакомые говорили, мол, пиши. Позже, когда я стал работать в издательстве «Китап», к нам приехал из Москвы гость из АСКИ, он очень серьезный издатель. И мы с директором повели его в музей «Сарматское золото» в Уфе. А попасть туда довольно сложно, ведь хранится там золото Филипповских курганов, сарматское золото. Так вот, там, в музее, я прочел этот стих про сарматов в присутствии директора музея, это было так здорово! Всем необходимо побывать в этом музее! Зал сарматского золота – это святилище сарматского народа. Курганы были не только могилами, но и пирамидами степи, им поклонялись – культ предков. Впечатление головокружительное: все золотое – чаши, кубки, мечи, конская амуниция, нашивки на одежду. Это потрясающее зрелище – наследие сарматских царей. И спасибо генетикам, которые сделали много анализов ДНК и утвердительно сказали, что кости царей из курганов и современных юрматы – идентичны. Это такая гордость за мой народ!.. Это значит – мы должны быть достойны наших предков!.. Вот я и придумал снять музыкальный клип на эту тему, причем года два назад я перевел свой стих на башкирский язык.
Сюжет (основной) клипа такой: юрта, в ней, в потолке – отверстие круглое. Ночь, звезды, падает метеорит. Кузнец видит это и скачет к месту падения метеорита. Потом он выковывает из него царский меч. Потом этот меч с золотой отделкой в руках царя, который призывает свое войско в поход: все на лошадях, в броне, с мечами, с луками и стрелами – красавцы грозные, конечно, и небольшой довесок потом я дописал относительно того, что кузнец наш в современном мире тоже кузнец, а его жена из юрты – это экскурсовод из музея, где они познакомились. Вот такой был первый план на заявку. Кстати, будучи преподавателем по культуре Башкортостана на журфаке БашГУ (по совместительству), я приводил студентов в Национальный музей и там тоже читал это стихотворение.
Сталь блестит на доспехах
Вот какая вроде бы разница, какого цвета тюбетейка у главного героя? Был вариант темного цвета, но я настоял на белой. На вопрос художника, мол, почему, я с важным видом сказал: «Книга приходит к человеку только тогда, когда он готов к ней, когда он умственно и духовно созрел для нее и без нее жить не может, ведь она дает ему знания, которые разрешают на данный момент его терзания в поиске истины, вот поэтому-то тюбетейка у Валиди белого цвета, как и саван Ишана, это говорит о том, что Хранитель знания и Ученик встретились.