Все новости
КИНОМАН
23 Июля 2019, 14:36

Встречая кинофестиваль "Серебряный Акбузат". Доминик Сангма, Индия, «МА.АМА.»

Юлия ЛОМОВА-УСТЮГОВА рецензия «МА.АМА», конечно, не игровое кино. И, кстати, не документальное. Скорее, такая крутая документалка с элементами игрового. Или, может быть, кино художественно-документальное. То есть, «МА.АМА» в полном смысле слова, кино на стыке жанров, которое невозможно классифицировать. Как невозможно воскресить мёртвого, или написать по памяти портрет человека, которого ты не помнишь.

Вот, пожалуй, именно это воскресение, этот невозможный портрет и представляет из себя индийский полный метр «МА. АМА». (Кроме очевидного «Мама», название можно интерпретировать и как «моя печаль», «моя горечь».)
Чтобы высечь искру жизни из прошлого, то, что происходит на экране в настоящем, должно быть не просто живым, а более чем живым, почти обожествлённым. И, потому, в ход идут все мыслимые и совершенно немыслимые (вместе, на экране, в одном фильме) приёмы.
После более-менее традиционного для документального кино символистского игрового пролога. После, не менее традиционного и продолжительного, отрывка в духе cinéma vérité («как живём, так и снимаем»), достигающего апогея в прекрасной церковной сцене. (Где нарастающая обеспокоенность героя в статичной толпе молящихся, столь ясно выражает тоску живого по ушедшему.) После типового набора приёмов документального кино – вдруг, наступает (не менее чудесный) перелом, когда герой не только замечает камеру, но и сама камера входит в кадр, и становиться главным героем. Потому что 60-е прошли и уже невозможно добиться подлинности жизни на экране, снимая «жизнь, как она есть».
Дальше – больше. Режиссёр бьёт наотмашь по материалу чем он хочет и как он хочет, словно кувалдой круша все возможные правила и пресекая малейшие попытки зрелища сползти из непредсказуемости жизни в мёртвый жанр.
И вот уже – мы, зрители, на экране. И вот уже – внутри фильма, те же люди, что, только что, играли самих себя, играют совсем другую историю, на, совсем другом, экране. Изображение – взрывается то сообщением по скайпу, то монтажом и остановками фильма прямо во время показа, то актёрами, которые подыгрывают живым родным в ролях ушедших родственников, то настоящими блаженными девами…
Всё идёт в ход, чтобы, вдруг, судорожный вздох ворвался в грудь. Чтобы затрепетало на устах одно имя!..
Христианское учение о воскресении душ в исконно индийском пересказе – вещь непередаваемая.
Читайте нас: