Все новости
СОБЕСЕДНИК
4 Февраля , 18:00

Джаз - это настоящее искусство

Азамат Данилович Хасаншин – композитор, дирижер, искусствовед, который знает о джазе если не все, то почти все. 6 декабря [2013 года] в большом зале Башгосфилармонии состоялся его концерт под названием «Остров джаз». В связи с этим событием мы решили взять у Азамата Даниловича интервью.

— Как давно вы занимаетесь джазовой музыкой?

— Я серьезно увлекся джазом в начале 2000-х. В 2005 организовал джазовый оркестр в УГАИ, который до сих пор функционирует. Надо отметить, что наша академия, ранее бывшая институтом искусств, так вот — это сугубо академическое заведение, где джаза не было никогда. Поэтому открытие джазовой кафедры в 2006 г. было сопряжено с очень большими трудностями, с откровенным непониманием — говорили, мол, зачем нам это нужно, ведь у нас академический вуз, пусть джазисты работают в ресторанах и т.п. Приходилось доказывать, что джазовое образование давно зарекомендовало себя в мире, что джаз — это настоящее и серьезное искусство, на западе он давно стал музыкой для элиты. Например, в США академическую музыку и джаз слушает примерно одинаковое количество людей — около четырех процентов. Я считаю, что музыка должна быть профессиональной, ее необходимо отделить от пошлости, от банальности. Следует сказать, что среди эстрадников-джазистов много ребят, для которых музыка превыше всего, ради музыки они готовы терпеть любые лишения.

— Вы считаете, что джаз — для людей с высоким культурным уровнем?

— Дело не в этом. Я не считаю, что люди, работающие на заводе, имеют низкий уровень духовности. Главное заключается в том, что ребята, заканчивающие наш вуз, выбирают жизнь нестабильную, полагаясь на свой талант, на свою удачу, они пускаются в открытое и рискованное плавание, но зато не зависят от милостей государства. С 1986 по 1990 гг. я учился в училище искусств, уже тогда ребята, увлекающиеся джазом, привлекали внимание своей целеустремленностью, способностью полностью сосредотачиваться на музыке. В некотором смысле современные джазовые музыканты похожи на средневековых менестрелей и трубадуров, которые, следует отметить, были очень образованными людьми по меркам своего времени, они знали множество языков, создавали каноны искусства, стояли у истоков куртуазной лирики. Свободные люди, занимающиеся искусством и не зависящие от политики, всегда вызывали уважение у простых людей.

— А что вы можете рассказать об истории джаза в Уфе?

— Конечно, есть много малоизвестных или попросту ныне забытых страниц. Например, мало кто знает, что подлинный джаз (а не легкожанровая советская эстрада в духе Утесова) появился в СССР не в столицах, а в городах Урала и Поволжья. Это во многом связано с тем, что в конце 1940-х гг. было разрешено вернуться части потомков белоэмигрантов, среди которых было немало джазменов. Годом рождения джаза в Уфе можно считать 1949 г. — тогда сюда приехали репатрианты из Шанхая и Харбина, а именно джаз-оркестр Бориса Бочарова (около 15 человек) и часть оркестра знаменитого в будущем Олега Лундстрема. Большая часть этих людей задержалась в Уфе ненадолго, но остались их записи, грампластинки, манера свинговать. Вскоре появился джазовый оркестр в кинотеатре «Победа». Был период, когда центр джазовой жизни находился в Черниковке. Одна женщина, выросшая в этом районе, вспоминала, что джаз активно развивался в уфимской контркультуре (в том числе и в криминальной среде). В 1970-е гг. большинство черниковских исполнителей разъехались кто куда — кто в центр Уфы, а кто и в Израиль. В те же семидесятые джаз практически исчез в Казани. Также следует сказать, что джазовые оркестры были в Стерлитамаке, джаз играли в оркестре эвакуированного в Стерлитамак станкостроительного завода. В семидесятые-восьмидесятые годы в Уфе появилась целая плеяда джазистов, выведшая башкирский джаз на высочайший уровень, среди них — саксофонисты Марат Юлдыбаев и Олег Киреев, трубачи Геннадий Калинин и Рустем Галиуллин, трамбонист Слава Назаров. Можно еще вспомнить группу «Дустар» — она появилась в середине семидесятых, играла в ресторане гостиницы «Россия», потом уехала в Таиланд. В общем — джаз в Башкирии зарекомендовал себя как достаточно оригинальный культурный феномен.

— Да, действительно история джаза в Башкирии может показаться невероятной. А какое место занимает джаз в современной культурной жизни?

— Если вспоминать советские времена, то можно сказать, что джаз утратил протестную составляющую. Это одновременно и хорошо, и плохо. В СССР для многих молодых людей неформальное искусство, в том числе музыкальное, было способом самовыражения в контексте несогласия с официальной идеологией, с тотальным контролем, с удушающей казенщиной. В наше время снято табу с очень многих вещей, но свобода не всегда стимулирует людей к творчеству. Как я уже говорил, в современном мире, в том числе и в России, джаз стал респектабельным искусством, искусством для профессионалов.

газета «Истоки» № 49-50 (869-870) от 11 декабря 2013 г.

Автор:Александр БАРАНОВСКИЙ
Читайте нас: