Все новости
СОБЕСЕДНИК
21 Сентября 2023, 15:00

Драматург Наталья Шор: «Соединяя жанры и стили»

Еще не так давно, каких-то лет десять назад, а то и меньше, мы жили в своем родном городе или даже родном коллективе, с друзьями-товарищами. А теперь мы живем в виртуальном мире интернета, в котором у нас тоже есть друзья, товарищи, а также земляки. Человек, переезжая куда-то, остается на связи, порой, общаясь с ним, мы даже не здороваемся, а просто продолжаем с того места, где закончили в прошлый раз.

Предлагаем вашему вниманию интервью с драматургом, продюсером, нашей землячкой Натальей Яковлевной Шор. Она родилась в Нижнем Тагиле. Училась в Стерлитамаке, в 29-й школе… С красным дипломом отучилась в Башкирском республиканском культпросветучилище по специальности «Режиссёр самодеятельного театрального коллектива». Работала актрисой в театрах Новочеркасска, Тимертау, Магнитогорска. Позже перешла на административную работу, многие годы работала в Стерлитамакском Русском драматическом театре. Ныне живет в Москве.

Айдар Хусаинов:

Сегодня есть интернет и люди могут в нем найти о вас что угодно. Есть ли что-то, чем вы не ни с кем не хотите делиться? Или драматург и творческий человек должен всего себя отдать без остатка?

 

Наталья Шор:

Думаю, что у каждого человека в его жизненном гардеробе есть то, чем бы он не хотел делиться даже с близкими людьми. Не очень умные поступки и мысли, страхи и сомнения, переживания. Конечно, у меня тоже есть то, что знаю только я, и мне было не хотелось делать эту информацию публичной. Я думаю, что "вытряхивать" себя наизнанку это способность не слишком воспитанных и не очень образованных людей. Возможно, им не хватает жизненных красок и эмоций, и таким образом, они создают вокруг себя эмоциональный фон. Мне это не нужно. Моя жизнь и мое творчество насыщены и красками, и эмоциями, и впечатлениями. И потом, за меня говорят герои моих пьес. То, что происходит с ними, во многом, происходило и со мной.

 

 – Когда-то я выдвинул идею объединить Уфу и Стерлитамак в один город. Немедленно появилась масса противников, это было удивительно. С другой стороны, в этом есть какая-то логика, потому что мы и правда разобщены, несмотря на возможности нового времени. Как считаете, в чем творческие люди разных городов могут объединиться, а в чем нет?

 

– Я не сторонник географического объединения Уфы и Стерлитамака. У каждого из этих городов потрясающая история, свои культурные слои, "свое место" на карте Республики. И я за то, чтобы все это сохранять. Объединяться нужно в другом. В совместных проектах, которые помогали бы деятелям культуры и искусства расширять границы своих зрителей и слушателей. Очень интересно, когда в одном проекте соединяются разные жанры и стили. Не стоит бороться за первенство в искусстве (Уфа-столица, и, значит, все что из Уфы лучше и главнее), а нужно давать возможность творческим людям проявлять себя на различных площадках, игужно их поддерживать, мотивировать. Тут вспоминается известная фраза: "Помогите таланту, бездарности пробьются сами". Так что, объединения может быть только в одном- в общих творческих проектах.

 

 –Вы живёте в Москве, а лето проводите в Стерлитамаке. Что вас тянет в родные места? Что они дают для творчества?

 

– Я прожила и проработала в Стерлитамаке чуть более тридцати лет. Это солидный срок. И хотя для меня Стерлитамак – это не родина, в прямом смысле этого слова, но он стал для меня очень родным, скажем так, "моим" городом. Как и вся Башкирия. Я изъездила нашу Республику вдоль и поперек. У меня здесь остались друзья, мои студенты (я преподавала в Башкирском республиканском колледже культуры), мои студийцы из театральной школы "Бенефис", мои коллеги. Мне приятно и радостно с ними встречаться, общаться, разговаривать на различные темы. В конце концов, в Стерлитамаке похоронены моя мама и мой супруг. И вполне понятно, зачем я сюда приезжаю. Это город, в котором у меня была первая любовь, здесь родилась моя дочь, здесь у меня были определенные успехи и достижения, неудачи, потеря близких. Этот город многое знает обо мне. И этим он для меня дорог. Я хожу по его улицам, и мои воспоминания и мысли иногда становятся основой для новых пьес. А еще я очень обожаю башкирскую природу. Очень люблю гулять по полям, лугам и лесам, дышать разнотравьем, люблю походы в горы. Здесь я заряжаюсь определенной жизненной энергией.

 

– Расскажите о Гильдии драматургов. Как это работает? Что дает участникам и в конечном итоге публике?

 

– Гильдия драматургов России – это творческое сообщество пишущих людей для театра. Гильдия была создана в декабре 2017 года. И, первоначально в Гильдии были только драматурги. Это и понятно, ведь драматургия является основой, базисом драматического театрального искусства. Но... со временем в Гильдию стали вступать и режиссеры, и театральные переводчики, и театральные критики, театроведы, театральные педагоги, актеры – все, кому интересна современная драматургия и кто вовлечен в процесс ее воплощения на театральных подмостках. Основной задачей Гильдии является продвижение современной драматургии, и в частности, пьес членов Гильдии. Для достижения этого Гильдия проводит драматургические конкурсы, драматургические лаборатории, регулярные читки пьес, издает интернет-журнал "ДрамТеатр". Гильдия является некоммерческой организацией, объединяет почти 60 творческих участников из 18 субъектов Российской Федерации и 4 стран.

Например, мы в июне провели фестиваль драматургии "Читаем современников", где различные театральные коллективы читали пьесы наших гильдейцев. Целью данного проекта было напрямую связать театра и драматурга. В итоге большинство коллективов с удивлением для себя открыли современную драматургию и новых драматургов.

– Театр объединяет множество людей, у каждого из которых свои интересы. Как ваш театральный опыт помогает вам в жизни и творчестве?

 

– Любой писатель, драматург, актер, режиссёр должны прекрасно понимать психологию человека, мотивацию его поступков, т. е. в какой-то степени быть настоящими психологами. И тут жизненный опыт первый помощник. Все мои пьесы не являются пустыми фантазиями. Все они в той или иной степени имеют реальную основу. Жизненные наблюдения, личные воспоминания, новости из газет и телевидения, разговоры в общественном транспорте – все это может и становится сюжетом новой пьесы. И наоборот, мой актёрский опыт дает мне понимание поступков многих людей. Как драматург, я тоже всегда пытаюсь найти оправдание действиям человека. И многие жизненные ситуации "препарирую" с точки зрения драматургии.

 

– Что может дать театр нашему обществу сегодня?

 

– Я уверена на все сто, двести, тысячу процентов, что Театр, как вид искусства, никогда не потеряет своей актуальности и никогда не умрет. Для меня лично, театр – это прежде всего глубокий осмысленный разговор, исследование поступков человека, понимание их мотивации. В разные периоды своей жизни Театр был разным. Последние десятилетия он во многом утратил свою душевность и духовность, на первый план "выползли" первичные физиологические человеческие потребности. Но время все расставляет по своим местам. И зрителю опять хочется задушевного разговора, хочется истории про самих себя. И если русский театр хочет оставаться на плаву и в финансовом смысле, и в плане художественной востребованности, он должен вернуть самому себе национальный дух, национальные корни и национальную аутентичность.

 

– Театр – это особый мир. Какие пути ведут его в будущее?

 

– Будущее у театра только одно – разговаривать со зрителем по душам. Театр – это не развлечение, это сакральное место, где душа человека подвергается испытаниям. Человек приходит в зрительный зал, распахивается занавес и начинается действо, которое увлекает сидящего в зале. Он начинает смеяться или плакать, переживать, сочувствовать, негодовать, радоваться… Театр дает человеку великую возможность – чувствовать и не бояться проявлять свои чувства. Чувственность сценического действа может всколыхнуть в человеке как положительные, так и отрицательные эмоции. И ТЕАТР должен стремиться к тому, чтобы положительные эмоции всегда перевешивали отрицательные.

 

Автор:Беседовал Айдар ХУСАИНОВ
Читайте нас: