Все новости
СОБЕСЕДНИК
24 Марта 2022, 12:22

Смиренно преклоню колени

Каждый творец в любом направлении искусства, будь то поэзия, проза, музыка, живопись, рано или поздно встает перед выбором: пойти по проторенной тропинке ради популярности или стать первопроходцем и творить лишь для немногих, избранных, посвященных, понимающих. Евгения Пупкова, уфимская пианистка, сделала свой выбор в пользу авангарда и пошла непроторенными путями, потеряв при этом полные залы и аудиторию, не склонную к духовному труду ради понимания нового.

Справка:

Евгения Григорьевна Пупкова – известная пианистка, заслуженная артистка Республики Башкортостан. Родилась 21 января 1938 в Уфе.

Вошла в историю российского музыкального искусства ХХ века как третий человек, сыгравший все клавирные произведения И.С. Баха.

В 1961 году окончила с отличием Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, далее – аспирантуру при Московской консерватории. 50 лет работала преподавателем фортепиано в Уфимском училище искусств (с 1970 г.).

Ушла из жизни 19 марта 2022 года.

Газета «Истоки» вспоминает интервью с Евгенией Пупковой.

—    53 года безвестности — не слишком ли долгий срок?

—    В первые годы после окончания Московской консерватории и аспирантуры я играла при полных залах, несколько лет работала в Башкирском институте искусств. Но, пережив тяжелый творческий кризис, наконец, нашла себя в искусстве. После этого стала играть в пустых залах. Все поклонники испарились. Преподаватели не только не поддержали мои поиски, но попросту «забраковали» меня. Я ушла из института.

—    Но были музыкальные критики, которые относились к Вашим поискам позитивно?

—    Наиболее ярким было интервью А.М.

Кузнецова, председателя правления Фонда развития современной музыки имени М.В.

Юдиной, в двух московских журналах «Фортепиано» и «Музыкальная жизнь» за 2004 год.

Во вступлении к статье автор пишет: «40 совершенно разных концертных программ. И каких программ! По разнообразию и содержательности редко у кого можно встретить подобные. Признанный исполнитель сочинений Баха Евгения Пупкова была и остается неутомимым первопроходцем в области современной музыки. В ее репертуаре десятки названий интереснейших фортепианных произведений композиторов 20 века, — от Буцко до Уствольской, от Мессиана до Хенце».

Ольга Курганская напечатала три большие статьи в газете «Истоки» за 2009, 2010, 2012 годы. В одной из них она пишет о преподавателях Уфимского училища искусств, которые игнорируют мои концерты.

Я бесконечно благодарна А.А. Кондратьеву, не музыканту, ученому который в 2008 году написал обо мне книгу «Одна лишь Музыка», которая вышла в Уфе. Кроме того, он написал большую статью в газете «Истоки» в 2008 году, где, в частности, говорит:

«В Уфе живет уникальная пианистка, заслуженная артистка Республики Башкортостан, Евгения Григорьевна Пупкова, вошедшая в историю российского музыкального искусства 20 века как человек, сыгравший почти всего великого Баха. Пианистка, в течение нескольких десятилетий пропагандирующая в нашей стране не только классиков, но также музыку современных ком-позиторов-авангардистов».

Трогательную заметку написал Р.Г. Кудояров, известный профессор-окулист, в газете «Медик» в 1991 году. Статья называлась «Дар божий!». В ней он пишет:

«Объяснение пришло внезапно, как прозрение: вне сомнения — это дар божий, как пение соловья, как необъяснимая красота крыльев бабочек, оперенья птиц и другие чудеса природы... Талант просто дарован пианистке Евгении Григорьевне Пупковой, которую я знаю давно как человека необычайных творческих способностей и столь же необычной судьбы, и на концерте которой побывал. Ответ на загадку явления имени Евгения Пупкова был подсказан воспоминанием о прошедшей весне в санатории «Зеленая роща», где каким-то чудесным образом сохранился соловьиный заповедник в окружении чудовищных корпусов завода коммутационной аппаратуры, в городе, насквозь отравленном удушливой нефтехимией. В этом городе и взращен талант великого музыканта. Но нужно вернуться к теме: Евгения Пупкова играла фортепианные пьесы в большом зале Училища искусств — это был ее творческий концерт, а присутствовали на нем пять-шесть человек. В музыке, исходившей из пальцев пианистки, слились вдохновение композитора и божественный дар исполнителя. Все это потрясало, доводило до состояния экстаза, возникало ощущение бесконечного счастья, благодарности и веры в высшую гармонию мира. Потрясенным я пришел с концерта. Сон исчез, вдруг возникли вопросы: как можно так самозабвенно отдаваться игре при отсутствии аудитории, каково состояние исполнителя и почему она чувствует бесконечную потребность изливать в музыке свою душу? Но разве соловью нужна аудитория? Пройдет немного времени, будут ходить легенды о Евгении Пупковой, но только мало кто сможет подтвердить, что слушал соловья, воплощенного в облике хрупкой, маленькой, с первого взгляда, неяркой женщины с блестящими глазами».

—    Как случилось, что Вы играете в пустых залах?

—    Уфа — город, где высокое искусство мало кого интересует. Ни филармония, ни училище искусств ничего не делали для того, чтобы пропагандировать мое творчество. Я встретила бездушие и полное непонимание с их стороны, когда начала играть музыку авангардистов. Это произошло в 1972 году. Теперь в моем музыкальном багаже 61 имя современных авангардных композиторов, музыку которых я исполняю.

—    А Вы стали бы играть в пустом зале или для одного человека?

—    Да, я стала бы играть для одного человека в пустом зале с такой же самоотдачей, потому что верю, что играю для Бога, для Вечности, для Космоса.

—    Есть ли в Уфе профессиональные музыканты, которые учатся у Вас и пропагандируют Ваше Высокое искусство?

—    Нет, ни одного. Показательно мнение преподавателя Башкирского государственного университета Каримовой, которое она выразила однажды в статье, опубликованной в газете «Ленинец» 20 лет назад: «На концертах Евгении Пупковой зал пуст. В нем едва наберется три десятка любителей. Звучит музыка в изумительном виртуозном исполнении. Но отчего же так невыносимо тяжело на душе? Ни студентов, спешащих приобщиться к высокой классике, ни преподавателей, пришедших отдать ей должное, мы не увидели. Где же интеллигенция? Физики, лирики, новой формации, старой школы, где вы? Откликнитесь, ау!!!»

—    За прошедшие 20лет изменилось что-нибудь?

—    Ничего не изменилось.

—    Знакомы ли Вы были с композиторами-авангардистами, произведения которых исполняли?

— Да. Я была знакома со Шнитке, с Тищенко, с Буц-ко, с Карамановым, с Уствольской. Заочно знакома с Банщиковым.

Вот что написал мне Юрий Буцко, после того как я сыграла его «Пасторали»: «Прослушал «Пасторали» в Вашем исполнении. Сыграно великолепно. Остро по ритму и цельно по форме. Спасибо огромное за Вашу игру, Ваш талант — редкое по нашим временам подвижничество».

Геннадий Банщиков, после исполнения мной его сонаты № 2 прислал на память экземпляр сонаты с надписью: «За великолепное исполнение сонаты».

Известный дирижер Блажков, друг критика Кузнецова, прислал пластинку с похвальной надписью: «Привет и восхищение Вашим исполнением А. Кара-манова, О. Мессиана и П. Хиндемита».

Караманов после исполнения его «Музыки № 1» и «Музыки № 2» сказал: «Вы развеяли миф о неисполнимости моей музыки, Вы одна, но Вы есть».

— Вы ездили по стране с концертами 9 лет. Что Вам особенно запомнилось за те годы?

— Да, некоторые воспоминания были действительно интересны. Когда я играла в городе Воронеже ко мне после концерта пришла моя бывшая ученица по институту искусств Наталья Комлева, и с глазами, огромными, как блюдца, воскликнула в восторге (речь шла о А. Караманове): «Евгения Григорьевна, Я никогда не слышала, чтобы так играли».

Это, действительно, было настолько сложное произведение, что однажды у меня при исполнении данной музыки зарябило в глазах. На протяжение всех этих гастролей я слышала один и тот же вопрос относительно авангардной музыки: «Как Вы это выучили?» Ответ мой был таким: «Затраты столь велики, что заяц заиграет! Но при этом хочу сказать, что труднее «Искусства фуги» Баха ничего нет».

— А сколько фуг Вы сыграли из «Искусства фуги»?

— Я сыграла все 20 фуг. Концерт длится полтора часа.

— Играете ли Вы произведения башкирских композиторов?

— Да, конечно, я исполняю и произведения башкирских композиторов — Сабитова, Заимова, Шагиахметовой, Газизова, Бурдукова и других.

— Вы тратите огромные силы на подготовку и исполнение своих многочисленных программ. Есть ли слушатели, способные оценить это?

— Да, они есть. К несчастью, некоторые из них ушли из жизни. Прежде всего, это Александр Сац — прекрасный пианист, умный и талантливый человек, что бывает очень редко. После прослушивания моих записей «Искусство фуги» Баха, сонат Гайдна, произведений авангардистов Шенберга, Хенце, Караманова он высказал такое мнение:

«Вы совершили огромный скачок в искусстве. Даже при Вашем таланте — это удивительно. Вы умеете слушать себя так, как редко кто умеет».

Пианистка Кудоярова, которая закончила Московскую Государственную консерваторию в течение десятилетий следила за моим творческим путем. Вот ее высказывание: «Бывают художники двух типов — традиционалисты и новаторы. Евгения Пупкова относится ко второму типу творцов».

Однажды она сказала: «Ты родилась, чтобы играть новейшую музыку», но моего Баха она тоже высоко ценила.

Я пошла по стопам Гульда и Юдиной, выдающихся пианистов 20 века, которые тратили огромное количество времени и сил на исполнение музыки своих современников. Точно сказала Евгения Алексеева про меня: «Музыка для нее не профессия. Это вся ее жизнь!»

И действительно! Авангардную музыку Евгения Пупкова играет уже 44 года, таким образом, опережая развитие музыкального искусства, если округлить, на полвека. Пупкова шла след в след по стопам великих пианистов Гульда и Юдиной, шла тяжелым терновым путем, испытывая лишения, терпя непонимание.

Но пианистка любит и дорожит своими слушателями, потому что их, к сожалению, мало. Эти редкие почитатели способны понять и воздать должное святой жертвенности ради великой цели — служения великому искусству.

Хочется верить, что время все расставит по своим местам, и Евгения Пупкова займет достойное место в списке великих пианистов мира.

Я абсолютно убеждена, что пианистка Евгения Пупкова — это исполнитель от Бога, музыкант планетарного масштаба. Она вошла в историю мирового искусства, как легенда, как гений, пред которым смиренно преклоняю колени.

Автор:Айдар Хусаинов
Читайте нас: