Все новости
СОБЕСЕДНИК
15 Ноября 2021, 13:30

Светлое будущее искусства: арт-резиденция в Бирске. Часть первая

Интервью с учредителями проекта «Бирская арт-резиденция» – Ольгой ФРОЛОВОЙ и Игорем БУЛЫГИНЫМ

Ольга Фролова , Виктор Львович Хуан (Хуан Цзы Бай) и журналисты из "Серебряного дождя". Екатеринбург 2019
Ольга Фролова , Виктор Львович Хуан (Хуан Цзы Бай) и журналисты из "Серебряного дождя". Екатеринбург 2019

Интервьюер: Добрый день. Ольга, Вы – инициатор творческого международного сотрудничества. Сейчас планируется "расширение горизонтов" и изменение географии художественных симбиозов?

Ольга ФРОЛОВА: Добрый день. Дело не в том, что я – такой «инициатор», но, в общем-то, у меня, как у культурной личности, очень большой интерес к культурному обмену. Я поступила в аспирантуру и выбрала близкую мне тему диссертации, которая дословно звучит так: «Социокультурные трансформации в локальных сообществах «сommunity» в зоне влияния арт-резиденции». Но я бы хотела, чтобы называлась «…международных арт-резиденций», но пока нахожусь в сомнениях. «Международных» или любых, или российских. Вот, это первый момент, где ещё сошлись звёзды.

Я – член творческого Союза художников России в Республике Башкортостан, а также секретарь этой организации, и творческий Союз очень сильно тоже поддерживает инициативу культурного обмена: в Союзе проводились совместные проекты с Италией и Сербией, было множество других масштабных локальных проектов. Также, у нас был пленэр в Китае: наши художники ездили работать туда, а так же я сама в наличном порядке посещала китайскую арт-резиденцию в 2018 году. Вот именно с того момента у меня возник интерес к тому чтобы создавать что-то подобное в нашей Республике, а Союз служит опорой: достаточно трудно действовать от лица только «себя», когда у тебя нет связей, регалий.

«Расширение горизонтов» планируется уже давно, начиная с 2019 года, когда мы в содружестве с бирской детской школой искусств, под эгидой Союза и ряда организаций провели международный симпозиум и пленэр под названием «Art Heart» («сердце творчества», если переводить дословно): приезжали художники из разных уголков Башкортостана и наши китайские коллеги, и куратор из Москвы – Арсений Штейнер. Было достаточно мощное мероприятие, после которого я связывалась с екатеринбургскими «мощностями» – школой Конфуция, в частности. Позже мы с художниками из Китая и переводчиком Анастасией Гавриловой поехали в Екатеринбург, и там продолжили работу, но с другим названием – «Диалоги в искусстве». Проводилось это под эгидой Школы Конфуция, вышеупомянутой, и казачьего сообщества. Оказывается Казачий штаб, который находится в Екатеринбурге, очень тяготеет к международным связям: они помогли нам принять китайских гостей и построить тёплое общение.

Затем, после успешного бирского симпозиума – «Art Heart» – вместе с председателем Северного отделения регионального творческого Союза художников России Республики Башкортостан (северное отделение как раз локализуется в Бирске) Игорем Булыгиным у нас возникло желание создать арт-резиденции в Бирске. Уже на следующем пленэре, который был проведён в 2021 году, мы начали работать над этим проектом. Из-за пандемии у нас был, к сожалению, только один иностранный очный участник: остальные все были заочные. После этого пленэра на горизонте появился «дом Горохова» – это шикарное место в центре города Бирск, на основе которого появилась возможность сделать арт-резиденцию. Разумеется, появилась куча препятствий. Если бы у нас получилось из «дома Горохова» сделать арт-резиденцию, то мы бы получили мощный творческий кластер на территории Республики Башкортостан – жемчужину нашего края.

И: Поздравляю вас с поступлением. Арт-резиденции как-то взаимодействуют между собой? Ведь интересный диалог у нас получается с разнообразными культурам: теперь ещё и казачья культура "подключилась", как оказывается.

О: Да, резиденции взаимодействуют между собой. У нас, в России, с недавних пор, с 2015 года существует ассоциация арт-резиденции. Я вам скажу, что у истоков этой организации стоят очень этичные, очень прогрессивные, активные и целеустремлённые, грамотные люди, такие как Адель Ким и Евгения Чайка. И это на самом деле глоток свежего воздуха.

Кстати, уже совсем скоро будет проводиться форум ассоциаций арт-резиденции России, на котором я хотела побывать очно, но, видимо, буду слушать по Зуму: тяжело добраться до Нижнего Новгорода. Что касается арт-резиденций, входящих в состав этой организации, то можете быть уверены на 100% в том, что через них создают гостеприимную атмосферу для резидентов, так как порог вхождения в этот «круг» очень высок. Речи быть не может о нарушении каких-либо этических, моральных, нравственных норм: к художникам относятся на высшем уровне и требуют взаимности.

Что касается других арт-резиденций, недостаточно компетентных и попросту не дотягивающих до вхождения в эту ассоциацию. Я, правда, не уверена, что такие сейчас есть вообще, ведь сама ассоциации находится на стадии зарождения и, возможно, туда принимают всех, но лично у меня имеется опыт не очень хороших арт-резиденций, где создаются плохие условия для работы. Я не говорю о конкретных резидентах в России, но о самой возможности существования такой ситуации.

Уже на первом форуме арт-резиденций, где я присутствовала, было чётко обговорены требования вхождения в ассоциацию, после чего стало понятно, что какие-то резиденции не смогут стать членами этой организации по ряду причин. Я очень восторженно восприняла этот форум и поняла насколько крутые там люди. Молодые люди, что важно, ведь это наше будущее!

 

Галерея "Главный проспект". Екатеринбург 2019
Галерея "Главный проспект". Екатеринбург 2019

И: Как-то непосвящённому человеку можно принять участие в этом форуме? 

О: Любой человек может принять участие в этом форуме: есть время для регистрации, после которой вам пришлют ссылку для ZOOM. В этом году будет около 20 спикеров из разных стран – Корея, Швейцария, Швеция и Германия. Интересно, что «во первых строках письма» сказала «Корея»: просто у меня особые отношения с Азией.

И: Можно сказать, что это тенденция последних лет: больше диалога с Азией, чем с Европой. Это вполне нормально.

О: Сейчас я, к сожалению, не имею связи с казачьим штабом, но этот пробел можно легко восполнить: в нашу-то эпоху глобализации это сделать очень легко. Установить контакт с другой страной не составляет никаких проблем – что уж говорить про соседний город.

Казачья культура вообще очень интересно подключилась к нашему мероприятию. Жил в Екатеринбурге уже ассимилировавшийся этнический китаец – Виктор Львович Хуан – художник и эколог – такое удивительное сочетание. К сожалению, год назад он скончался от коронавируса – это просто огромная утрата для нас. Ему принадлежат мощнейшые проекты по экологии и огромное культурное наследие. К большому сожалению, мне удалось не так много с ним пообщаться, но я буквально до последнего момента его жизни сохраняла дружескую переписку.

Казачья сообщество Оренбурга – это его хорошие друзья, Виктора Львовича, и когда я по цепочке знакомств, как говорят «через шесть рукопожатий», нашла этого замечательного человека, то первым делом он привлёк казаков. Я сообщила ему, что к нам прибывают китайские художники, которые хотят культурно и с пользой провести время в Екатеринбурге. Виктор Львович откликнулся на мой зов.

И: Как сильно влияет ковидная ситуация на сотрудничество. Чем обусловлен выбор места создания арт-резиденции?

О: Влияет она очень сильно. Если сравнивать жизнь одной личности и жизнь какого-то института, то, наверное, картины немножко разные будут. Что касается меня, то я хотела поехать в Китай, чтобы там преподавать живопись и набираться опыта, но затем вернуться и присоединиться к работе над арт-резиденциями в России. Но судьба распорядилась иначе: за два дня до получения своей визы нам объявили о закрытии страны на карантин – это было начало марта 20 года. Попасть в Китай я уже не смогла, как вы понимаете. Но, как говорят: «где родился, там и пригодился». В моем случае это очень верно: я думаю, что надо действовать здесь и сейчас.

Сейчас в жизни у меня происходит небольшое расщепление (что свойственно многим художникам на протяжении всей жизни). Я работаю в отделе пресс-службы одной компании и в свободное от работы время пытаюсь что-то создавать: «охота пуще неволи».

Относительно нашей пока несуществующей арт-резиденции: если бы не было ковида и локдауна, которые не только отложили во времени этот проект, но и ввели многих важных людей в определённый ступор и подавленность. Приведу в пример себя: на какое-то время моя жизнь замедлилось. То же самое можно сказать про процесс, который мы называем «Бирская арт-резиденция».

Тем не менее, в июле 21 года уже было известно, что «дом Горохова» могут предоставить нам в качестве резиденции. Недавно делегация из уфимских музыкантов, писателей и меня посетила «будущую резиденцию» с осмотром – как организовать пространство, что может сделать творческий Союз художников в лице президента творческого Союза, что могут сделать музыканты и работники пера – журналисты. Собственно, даже в данный момент мы этим именно и занимаемся с вами, я думаю.

Собрание в казачьем штабе
Собрание в казачьем штабе

И: Локдаун заставил людей снова погрузиться в себя, а это бывает плодотворно для творческого роста.

О: Да, в плане «погрузиться в себя и заниматься творчеством» – это было, конечно, благотворное и полезно, но бывает, что настолько сильно уйдёшь в себя, что выходить потом в люди уже сложновато. Какое-то время требуется, чтобы перестроиться, возможно, именно это и было в нашем случае.

И: Полагаю, что у вас уже сложилось мнение по поводу работы арт-резиденций?

О: Вы задали очень хороший вопрос. В моём понимании «арт-резиденция» – это локальное постоянное пространство, где художники живут и работают, общаются с «сommunity», то есть жителями, влияют как-то друг на друга и сосуществуют в симбиозе от двух недель. Бирский симпозиум длился неделю – форматом «арт-резиденции» это назвать нельзя. Даже если бы мы жили в гостинице, но дольше, то, возможно, успели бы проникнуться друг другом. Я могу ошибаться, поскольку в этом плане я ещё – дилетант, но ко времени защиты моей диссертации появится больше данных, и можно будет говорить о зачатках «арт-резиденции». Поскольку само словосочетание «арт-резиденция» звучит довольно сочно, то, я думаю, не за горами тот час, когда «наша», бирская арт-резиденция…

 

Продолжение следует…

Автор:Владислав Бурухин
Читайте нас: