Все новости
СОБЕСЕДНИК
8 Февраля 2021, 17:00

Бирюзовый контрапункт Ольги Фроловой. Часть вторая

Философия уфимской богемы, проекты «Artheart» и BAGUETTEKAYMAK, новое концептуальное в искусстве [Г.]: Вы продолжали попытки. У вас мысли возникли, которые хотелось перенести на холст. То есть я знаю, что такое когда тебя не слушаются слова… Ты просто видишь, что не получается то, что ты хочешь. Потом в этих мучительных набросках находишь кусочек того, что получилось – одну строчку, другую, образ какой-то, пару связанных аллитерацией или ассонансом слов – находишь звукопись. И начинаешь в месте находки вкручиваться глубже.

Потом находишь форму, потом так называемый «свой стиль» возникает, когда в эту форму входишь как в родную реку. Иногда ты просто шьёшь свои впечатления, ощущения как лоскутное одеяло из разных кусочков-впечатлений, но итоговый посыл уже есть в твоей голове. Тебе в этом одеяле тепло, ты видишь вещие сны, и ты их транслируешь на бумагу. И у вас начал происходить поиск формы, то есть вы перестали стагнировать.
[Г.]: У вас сюжетность очень хорошая в мишках была. А сейчас у вас пришел фон, как звук. Напоенный звуком воздух. Воздух в этих новых картинах хороший такой, я чувствовала запах этих яблок, и казалось уже – услышу, как над ними жужжат осы. Пришел слой второй – это напряжение, которое будит воображение, эмоцию. Вы хотели её передать, вы поймали её в какой-то момент. И, в общем, вы полностью перешли на художественную стезю несколько лет назад?
[О.Ф.]: В 2015 году я вступила в Союз художников. Я помню, как на меня посмотрел Василь Ханнанов поверх очков и не принял мою работу на конкурс. Это было круто, как он посмотрел. Я что-то за этим почувствовала.
[О.Ф.]: Я вот в связи с этим про художницу Ренату Малютину скажу. Когда я уже немножко побыла в Союзе художников, поехали мы на пленэр, который организует Р. Хабибуллин в Белебее. И там была Рената. И наконец-то мы познакомились. Пообщались. У нас быстренько получилось организовать совместную выставку в Салавате. И я целую неделю с ней общалась. И за эту неделю я прожила эти 8 лет моего кризиса. Настолько она мне передала какую-то философию уфимской художественной богемы. Вот этого мира, который прошел мимо меня. И я очень благодарна.
[Г.]: Ну, в уфимской богеме за многие годы философия менялась. За эти 20 лет, что я здесь живу и работаю, – они вдруг поняли, что никто и ничего для них не сделает: ни правительство, ни курултай, ни какая-нибудь мифическая организация сверху. Сами сделаете – сами будете! И вот, мне кажется, ваш проект BAGUETTEKAYMAK (багет/каймак), посвященный общности и различиям башкирской и французской культур, – он у вас серия картин «Диаспора», того же типа – сами сделали, сами есть!
[О.Ф.]: Проект BAGUETTEKAYMAK французско-башкирский, а еще проект «Artheart» совместный с китайцами. Когда приезжали китайцы – с миру по нитке собирали, чтобы принять иностранцев.
Картины Ольги можно увидеть в галереях Китая. Там она была не один раз. Её очаровало гостеприимство наших соседей, решила ответить взаимностью. Теперь китайские художники восхищаются красотой Башкирии и переносят её на свои холсты. На природе они уже побывали, теперь творят в черте города. На небольшом пятачке перед старинным зданием родились абсолютно непохожие работы, выполненные в разных стилях. Необычное окружение произвело на гостей из Китая особое впечатление.
Мастера из Поднебесной не упустили возможности посетить галерею при Бирском филиале БашГУ. Воспитанные на творчестве великих российских художников, они с большим интересом познакомились с работами корифеев башкирского изобразительного искусства.
Симпозиум должен внести свежее дыхание извне и помочь художникам сделать качественный скачок. По мнению организаторов, сейчас они варятся в собственном соку» (Цитата из репортажей про это мероприятие летом 2019 года).
[Г.]: То есть вы сами делаете, сами проводите, поэтому они (проекты) у нас есть. И только потом становится понятно – насколько много это вам дало. Всё, что «набрали с миру по нитке», отдается мощной обратной связью. И в творчестве и в контактах с расширившейся зрительской аудиторией.
[О.Ф.]: Сейчас с этих проектов «Artheart» и BAGUETTEKAYMAK уже наросло как снежный ком много разных связей, ответвлений, международных в том числе. Мы в итоге съездили на несколько симпозиумов. Вместе с Ренатой слетали на Кипр в марте 2020, перед самым закрытием всего мира на карантин. Успели. Да. В Турцию я тоже ездила благодаря тому, что просто встали и сделали что-то.
[О.Ф.]: У меня то же самое. У меня висит заявка на Уральскую выставку – биеннале. И это крутая штука, которую я увидела год назад первый раз. И у меня именно с неё начался сдвиг в сторону современного искусства, потому что я до этого не понимала. Я презирала весь этот «эпатаж».
(А теперь вот Ольга Фролова сама создала с десяток инсталляций под названием «Ничьё»)
[Г.]: А презирать легко. Это просто защитный механизм психологии. Сначала отрицание, затем торг-любопытство, а потом принятие. Любопытство рождает торг: если это существует вокруг тебя, ты не можешь это игнорировать. То есть, если ты растешь и движешься сам (есть творцы глубоко капсулированные в своем мире), ты не можешь игнорировать существующие вещи. И потом ты начинаешь торговаться с собой – на каких бы ты условиях это приняла. А потом вдруг понимаешь – в чём фишка. У меня так регулярно с авангардной поэзией происходит.
[О.Ф.]: Как-то так!
[Г.]: Я познакомилась с современной поэзией, когда начала ездить на литературные фестивали. Начала ездить, и мне стало тоскливо в Уфе. И только сейчас я поняла, что мне стало тоскливо жить без современности, у меня же была классика. Хотя я люблю и знаю классику, но вдруг мне стало мало воздуха в сплошном погружении в Серебряный век. А сегодня ко мне подошла женщина с целью поговорить о современном роке и начала с фразы – «Макаревич прекрасен». Я ответила: «Был прекрасен». Потому что в категорию современный рок здесь и сейчас он не попадает. Рок – это звук, это энергетика, это текущее напряжение и изменение мира сейчас. Нам бы нового Курёхина теперь. Кстати, Курёхин сдвинул русский рок с социальной позиции в сторону мировосприятия не только через слова. Я была на его концерте. Его тибетское танго было именно новым концептуальным слоем. Сегодня новые тексты дают рэперы. А нового звука нет. Из развивающихся направлений жива только арт-хаусная ветка «гражданской обороны» и Егора Летова – есть новые команды в этом слое эстетики. И возвращаемся к вашей текущей выставке «Как попало», которая результат этой пандемии?
ГАЛАРИНА
Окончание следует…
Читайте нас: