– Алик Фаритович, для начала давайте поговорим о вашей будущей выставке. Что посетители смогут увидеть в этот раз?
– В этот раз посетители выставки увидят часть моих новых работ и те, что выставлялись ранее. Когда она состоится – точно сказать не могу, видимо, когда подойдет моя очередь.
– Сюрреализм – довольно специфическое направление, которое сочетает реальное и нереальное. Вспомнить, например, Сальвадора Дали – идеи для картин он брал из своих снов. Он просыпался, тут же хватался за кисть и писал картину. А как у вас происходит поиск сюжетов и идей для ваших работ?
– У меня все происходит от названия – буквально всего несколько слов. Мысль начинает развиваться, и от этого рождается картина. Во сне такого эффекта у меня не происходит.
– А как происходит процесс написания картин? Это единый порыв? Нужны ли вам определенные условия для работы?
– В основном картина собирается по частям. Сначала приходит единый порыв, но в процессе работы что-то дополняется или убирается. Когда я работаю, я полностью переключаюсь, мне не нужны какие-то особые условия. Для меня главное – идея, она вынашивается долго, но рождается очень быстро. Если она есть – значит, уже есть готовая работа.
– У меня такой вопрос: человек приходит на выставку. Что для него это должно быть – работа мысли или обыкновенное созерцание?
– Я не очень дружелюбно отношусь к живописцам, которые рисуют, например, природу. Раньше не было фотоаппаратов, и время диктовало свои правила. Если нужен был пейзаж – заказал у художника, и он вам его написал. Сейчас достаточно просто сфотографировать. А сюрреалистические работы нужно «родить», эта техника намного сложнее, каждую работу я вынашиваю. Зритель должен увидеть картину, он должен понять, о чем она. Это не просто созерцание.
– Исходя из стиля работ, зрители часто просят объяснения смыслов, символов работ. Многим художникам, или просто творцам, такой вопрос не нравится, другие наоборот – охотно все разъясняют вопрошающим. Какое ваше отношение к подобным вопросам? Стоит ли зрителю что-то объяснять?
– Если художник хочется что-то донести до зрителя, то он это и так сделает. Я стараюсь донести свою мысль именно через название. Если я, наоборот, не хочу что-то прямо раскрывать – я работаю через ассоциации, и зритель сам решает, что для него данная работа значит. Да и для большинства художников все работает именно так.
– А как зрители оценивали ваши работы?
– По-всякому, мнения полярные. Меня не останавливает отрицательная критика. У меня была выставка в 1993 году, там было много откликов. Жаль, я не могу показать книгу отзывов с этой выставки, она канула в неизвестность. Там и хвалили, и ругали. Если отзывы однозначные – это уже не интересно. Как говорил мой преподаватель Буганин: «Если тебя много хвалят – значит, ты делаешь что-то не так».
– Хотелось после мнений зрителей какую-то свою работу переделать или доработать?
– Есть такие вещи. Я грешу тем, что не могу нажать на «стоп» в нужный момент. Вовремя остановиться – тоже большое дело, иначе работа будет перегруженной, тяжелой. Бывает, что останавливаешься, и кажется, что даже вовремя, но через какое-то время возвращаешься к картине и понимаешь, что она не дописана. Бывает и такое.
– Расскажите, пожалуйста, про свой художественный путь.
– Ну, все начинается с художественной школы. Живописью я увлекся довольно поздно, мне уже было под тридцать лет, поэтому многое приходилось догонять. Но до художественной школы мой интерес к живописи начинался с моей работы воспитателем в пионерском лагере – я помогал оформлять стенгазету. Со мной работал еще один мужчина – художник, – и, заметив мою работу, он сказал: «Попробуй что-нибудь нарисовать. Я думаю, у тебя получится». И я этим заинтересовался – купил краски, стал писать. А потом поступил в художественную школу. Мой художественный путь начинается, как обычно, с пейзажей и натюрмортов. А вот конкретно сюрреализмом я увлекся на последних курсах школы, когда к нам в качестве руководителя пришел Александр Андреевич Буганин. Конечно, не совсем это объяснимо, почему становится интересно то или иное, но мой интерес к сюрреализму проявился именно так.
– Я не знаком с явлением сюрреализма в Уфе. Помимо вас, есть еще художники, рисующие в этом стиле?
– В Уфе, пожалуй, нет. Таких не знаю. Разве что Сергей Краснов выделяется в этом плане. (Статью «Парящий остров фантазии» о выставке Сергея Краснова читайте в № 1–2 от 9 января 2019 года).
– Спасибо за беседу и с нетерпением ждем вашей выставки!