Все новости
ГРАММОФОН
8 Марта 2023, 13:00

Фантастическое путешествие с виолончелью и фортепиано

Виолончель Петра Кондрашина и фортепиано Эльмиры Джафаровой уфимской раннею весной так слаженно и проникновенно звучали в малом зале филармонии. Уж дня три как вспоминаю этих поразительных музыкантов. И всем рассказываю про чудеснейший концерт 4 марта 2023 года, который мне удалось посетить в Уфе.

Я, некоторым образом, большой поклонник композитора Пьяццоллы и виолончелиста Степана Хаузера. Но никакой возможности попасть на концерт последнего. Зато сейчас есть возможность послушать Пьяццоллу – подумала я, проглядывая программу концертов 5 всероссийского фестиваля камерной музыки «Классика над Белой рекой».

Итак, я быстренько уговорила друзей и мужа на этот культпоход, как только я продемонстрировала очень лояльные цены на билеты (по 300 рублей в 10 ряд), они немедленно согласились. Про цены я упоминаю, чтобы потаенные меломаны поняли, что многое им по карману. И выдвинулись из дома на другие концерты. На март обширная и интересная программа намечается в филармонии.

Народу на концерт пришло достаточно много, что меня порадовало. Я вообще люблю именно на концертах камерной музыки бывать. Вещи небольшие по объему и музыкальные темы сменяют друг друга достаточно быстро, не успеваешь окончательно впасть в прострацию.

Вышла очень приятная, с интеллигентной мягкой манерой речи ведущая концерта и представила публике музыкантов: Петр Кондрашин неожиданно оказался высоченным, как баскетболист, Эльмира Джафарова просто красавица. Какое эффектное сочетание, – подумала я (к сожалению, на ютубе я пока не нашла ни одного их совместного ролика). А сочетание оказалось еще и эффективным – исполнительская гармония была на каком-то запредельном уровне. Музыканты жили и сливались в музыке, все было настолько цельно и филигранно.

Первое отделение открывал Бах. Природа гения не может обветшать, эта музыка не устареет никогда, – подумала я, увидев на некоторых лицах слёзы.

Переход к Бетховену произошел вместе с замечательным рассказом ведущей о единственной встрече Бетховена с Моцартом (у них разница в возрасте в 14 лет), о том, что Вольфганг Амадей был примером для отца Бетховена, именно музыканта такого класса хотели вырастить из Людвига. Далее мы прослушали фантазии и вариации Бетховена на темы опер Моцарта «Дон Жуан» и «Волшебная флейта». Это было чудесно – наблюдать, как при первых тактах из «Волшебной флейты» весь зал встрепенулся в узнавании. Меня потом спрашивали, почему композиторы пишут вариации. Я смогла ответить лишь аналогией, что музыка такая великолепная ткань, что человек видит платье-произведение и думает, а ведь из этой ткани можно было бы сшить платье не с воланами, а с запахом, или ассиметричное. И берет эту пленительную ткань и кроит по своему размаху, ткань остается узнаваемой, рисунок и цвет тот же, произведение получается другим. Объяснила, как сумела. А точнее, это надо у композиторов спрашивать, почему они пишут вариации.

Второе отделение началось с прекрасной беседы – публике поведали про юного блистательного Рахманинова. И небольшие ранние его пьесы, и совершенный его романс «Вокализ», про который сказано «такая музыка не нуждается в словах». Опять же я очень люблю это произведение в исполнении на виолончели благодаря Степану Хаузеру, на ютубе почти 7 млн просмотров за счет очень качественной записи. Концерт в нашей филармонии снимали на хорошую аппаратуру, и надеюсь, я смогу переслушать «Вокализ» в исполнении Петра Кондрашина.

Потом такое «Скерцо» Брамса сыграли, столько энергетики в зал отдали и Эльмира и Петр, такая у них синергия. Остается лишь поаплодировать и перечитать повесть Саган «Любите ли вы Брамса?».

К тому моменту, когда дошли до Пьяццоллы, я была абсолютно счастлива своим приходом на концерт, тем, что такое явление музыки в моем городе не прошло мимо меня.

Петр Кондрашин просто рассказал нам историю, как однажды в сильный буран он играл очень большой трёхчасовой концерт в Суздале. И увидел, что публика устала. Поэтому решил сократить концерт, кое-что убрать из программы. И тут к нему подошла женщина с планшетом и спросила – где «Аве Мария»? Оказалось, что она работает в детдоме, и там есть больной мальчик, который не ходит. И этот мальчик обожает музыку, особенно «Аве Мария» и слушает это произведение у всех исполнителей во всех видах. И из-за бурана они не смогли привезти мальчика на концерт, водитель отказался ехать. А эта женщина-воспитатель обещала ребёнку записать всё выступление с его любимым произведением на планшет, чтобы он смог посмотреть. Петр Кондрашин, разумеется, сыграл это произведение в Суздале тогда, и у нас в Уфе сейчас. Все в зале после рассказа слушали эту «Аве Мария» с особым сердцем, и каждый мысленно вместе с музыкантами пожелал выздороветь юному меломану.

Потом настала очередь великолепного «Le Grand Tango» Астора Пьяццоллы. Мы просто искупались в феерии звука и страсти. Задумчивые и наполненные, вышли в снежный вечер, да ранняя весна в Уфе богата на снега. Но эта весна особенная – она богата на музыку. Не поленитесь, взгляните на афишу, и отправляйтесь на волшебную изумительную встречу. Откроете для себя новые исполнительские имена, а может и вслушаетесь в произведения по-новому.

Поход на концерт классической музыки одновременно и самое фантастическое и простое, что с вами может случиться.

Пока концерт Кондрашина и Джафаровой не выложен в сеть, прикрепляю то, что уже там есть в их исполнении, к сожалению, не совместном.

П. Кондрашин, Е. Талисман "Пеццо капричиозо"
Бугаев и Джафарова (Концерт в галерее)
Автор:Галарина ЕФРЕМОВА
Читайте нас: