Все новости
ГРАММОФОН
3 Февраля 2023, 15:00

Повод устроить Пикник, даже посреди недели

Настоящую музыку слышно сразу: она отзывается в самых дальних уголках сердца и сознания, позволяя душе, если таковая есть, улетать во время прослушивания в такие дали и дебри, где ее не достанут бытовые проблемы и общественная обстановка с ее информационными ударами.

Такова была музыка на концерте легендарной группы «Пикник»: музыканты посетили Уфу 1 февраля. Не скажу, что я прямо-таки фанат группы, но очень их уважаю и люблю, а само посещение сего мероприятия вообще связано с некими случайными событиями, которые будто бы подталкивали меня к концерту, на который я изначально даже и не думал попадать. Поэтому, схватив Галарину, если не подмышку, то за компанию (ибо билеты были в дуальном формате, а больше желающих не нашлось), я пошел в ГКЗ Башкортостан, даже не думая о том, что попадем мы на дальнюю планету, в неведомые пространства, в храм, затерявшийся в горах Тибета – куда угодно, только не на концерт в привычном понимании этого слова.

Концерт «Пикника», где музыканты презентовали свой новый альбом «Веселый и злой», но так же и не забыли и классику, на которую я гораздо сильнее реагировал – это то, что можно назвать таким возвышенным словом «Искусство». Это не просто музыка – это литература, поэзия, философия, религия, живопись и вообще все, что можно включить в это слово в изначальном понимании. Лидер группы Эдмунд Шклярский приковывал внимание зала, при этом делая минимум движений, порой доставая, как фокусник, то диковинные музыкальные инструменты, то направляя в зал через зеркало луч света от прожектора, или стуча в колокол. Шоу все же получилось, сколько бы не сетовали, что музыка «Пикника» – это для интеллектуалов и публика-то не любит слэмить, а вполне заворожено сидит на местах; и это не основание не устраивать на сцене настоящий спектакль с продуманной сценографией и режиссурой. На сцену выбегали и шаманы, и персонажи на ходулях, и одинаковые внешне девушки стучали по железным бакам и, конечно же, фишка группы – «электрический рот» тоже использовался. Все действо сопровождалось шикарной видеографикой и клипами. Но что-то я разошелся, ведь в тексте не передать всей гаммы эмоций, медленно переходя к скупым перечислениям фактов, а я не хочу пересказывать все, что происходило на сцене (потому что приходить надо было самым, и негоже сейчас читать эти буковки, представляя то, что было там).

Скорее, сам концерт и музыка «Пикника» навели на некие размышления, а именно: как некая музыка способна отрывать от реальности, позволяя на этот двухчасовой миг просто утащить слушателя в иное пространство, далеко-далеко от планеты Земля. И артисты «Пикника» (не просто музыканты, а именно артисты) способны довести зал до некоего исступления, или даже можно сказать, привести за руку до Нирваны, где уже не нужно задавать бесконечные вопросы, ведь «на них не будет ответа». Кажется, что Шклярский знает намного больше, чем мы с вами и вещает со сцены некие запредельные истины, которые мы постичь не в состоянии (вернее, постичь в полной мере), а музыка обволакивает эти истины в определенную жидкую форму, которая поглощает с головой, и человека просто несет на этих волнах – а вокруг какое-то спокойствие, диковинные птицы и растения, и это все нечто иное – не из этих миров.

Небольшой оффтоп: когда большая часть культуры, в том числе и музыки, пытается протиснуться в игольное ушко, чтобы быть в тренде и вещать только о том, что нужно кому-то выше, или наоборот, предпочитают высказываться с разных позиций, что в результате оказываются отброшенными на обочину, есть небольшая прослойка, которая делает именно искусство – без оглядки на что-либо еще извне. В этом отношении «Пикник» остается непривязанным ни к чему, и сравним с чтением хорошей книги, просмотром прекрасного фильма, и все это – о вечном, о месте человека в мире, о божественном, или о космосе, или вовсе о чем-то выдуманном. «На море асфальта я вижу свой берег, свою голубую россыпь…» – и это способность увидеть в обыденном нечто иное, заглянуть за него и сквозь него. Галарина как-то после концерта обронила фразу «что это почти, как сходить в храм», и она, безусловно, права. А еще это возможность устроить пикник (только не на обочине) посреди недели, оставив весь шум за порогом, отправиться куда-то очень далеко и слушать пение птиц, или даже тишину, которая порой красноречивее шума.

Шклярский знает, что поет и для кого, и даже знает, кто ходит на концерты, ему не нужно размахивать руками, «качая зал» – зал качается сам, не неких духовных волнах. И даже вскользь оброненная фраза гардеробщицы «какие зрители молодцы, даже номерки никто не потерял» (а это, видать, происходит постоянно), говорит о том, кто приходит слушать группу «Пикник». А от себя, честно, я даже не ожидал, что столь случайное событие сблизит меня с «Пикником» и это оставит столь неизгладимые впечатления и, я надеюсь, на всю жизнь.

Автор:Егор Окунев
Читайте нас: