«…Необыкновенная доступность в смысле дешевизны и легкость обучения на народных инструментах создали небывалый в истории спрос на них». «Занятие музыкой становится доступным широким массам населения, именно народу. Насколько желателен такой облагораживающий досуг – вряд ли могут быть два мнения».
Так говорил великий музыкант Василий Андреев, которому суждено было прославить русские народные инструменты, да так, что ими заслушался весь мир. Благодаря его таланту и подвижничеству на сцене зазвучали русские инструменты, специально для которых композиторы создавали свои произведения. Игре на струнных щипковых стали обучать в музыкальных школах, училищах и консерваториях.
Но прежде чем балалайки, домры выйдут на подиум, пройдет много времени. Услышанная в детстве балалайка своим слабым звучанием не устраивала Васю Андреева. С помощью мастеровых он добрый десяток лет конструировал этот «мужицкий» инструмент, в конце концов, сделав его звучным и концертным. Да еще и вывел целую группу балалаек разных размеров и тембров: пикколо, приму, альт и бас. Теперь они могли озвучить сложные партитуры концертных сочинений. В сформированном составе оркестра из 22-х исполнителей главной стала балалайка, и не одна, а целых пятнадцать, плюс домра и гусли. И прежде чем вам доведется услышать такой оркестр, неплохо бы познакомиться с его представителями.
Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В XVIII и XIX веках под нее пели, плясали и складывали сказки. Этот трехструнный инструмент с длинным грифом и треугольным корпусом напоминает звучание лютни, гитары и мандолины.
А теперь приглядимся к родной сестре балалайки – домре, имеющей такой же длинный гриф с натянутыми тремя-четырьмя струнами и овальный корпус. Можете себе представить, что сто с лишним лет назад никто и не знал, как она выглядит? Ни одной домры не существовало в России, и даже рисунков ее не было. В XVIII столетии ее казнили как преступницу. В средневековой Руси она была любимой спутницей музыкантов и странствующих актеров-скоморохов, которые в селах и городах устраивали праздничные представления. Они не только веселили народ, но и позволяли себе шутки, обличающие пороки сильных мира сего и священнослужителей. Это вызывало гнев церковных и светских властей. Преследуемые скоморохи жестоко наказывались – их ссылали, а порою и казнили. Попала в немилость и соучастница их кощунственного лицедейства – домра. Так бесславно она закончила свою музыкальную карьеру и была предана забвению.
Лишь в самом конце XIX века Василий Андреев нашел ее изображение и по нему восстановил этот опальный инструмент. А вскоре по типу балалаек создал целое семейство домр – от маленьких пикколо до контрабасовых – и в 1897 году ввел их в состав оркестра.
Наконец, все инструменты в сборе. Деревянные трехструнки, зазвучавшие со всей полнотой русской души, стали открытием для европейских слушателей. В Лондоне, в городах Америки, Германии началось неслыханное увлечение русскими инструментами. Повсеместно стали появляться кружки любителей балалайки. Знаменитая немецкая фирма Циммерман едва справлялась с производством этих «простолюдинок» – настолько велик был на них спрос.
После Великой Октябрьской революции Великорусский оркестр был переименован в Оркестр русских народных инструментов имени Василия Андреева. По образцу и подобию андреевских музыкантов, в России стали появляться кружки, ансамбли, оркестры. Но современный репертуар требовал порой необычных звуковых эффектов, а потому возникала необходимость расширения состава. Главенствующие струнные щипковые теперь оказывались в хороводе флейт, баянов и самых разнообразных ударных инструментов.
Сбылась мечта музыканта, который хотел, чтобы любой желающий мог научиться играть на этих простых инструментах. Теперь во всех музыкальных заведениях, в том числе и в школах, основным контингентом учащихся являются «народники».
И в наш век русские инструменты вызывают неизменный интерес у юных любителей музыки. Посетите какой-нибудь детский конкурс оркестров музыкальных школ, и вы убедитесь, что даже в этих «малых академиях» есть серьезные творческие заявки.
В 70-х годах в становление детского оркестра свой вклад внесли руководители С. Тюфяков, Г. Вершинина, Ю. Пигов, но профессиональное развитие его связано с именем Р. Ибрагимовой. Едва вставшая за дирижерский пульт в 1979 году, она через год уже вышла со своими оркестрантами на городской конкурс, где их работа была отмечена лауреатским Дипломом I степени. И впоследствии ее воспитанники неоднократно становились серьезными конкурентами лучшим детским коллективам не только столичных, но и республиканских школ. Не за горами 30-летие оркестра, с которым Роза Давидовна прошагала весь свой педагогический путь.
На сегодня большая концертная программа ребят отражает ее мастерство и дирижерскую технику. Подготовка к любому выступлению требует большого терпения и интеллектуального труда руководителя, перед которым сидят полсотни детей. И порой большую часть времени занимает организация их внимания, сосредоточенности, подчинения воле и жестам дирижера. И, пожалуй, самое сложное – добиться, чтобы каждый из них стал составляющей частью единого организма, каковым является оркестр.
Сценические успехи не достаются даром, тем более что на народном отделении обучаются дети не всегда с ярким дарованием. Все они такие разные: строптивые, застенчивые, ленивые и непоседливые, а некоторые и вовсе кажутся такими безнадежными…
Опытные капельмейстеры умеют «впрячь» всех «в одну телегу»: приобщая к коллективному творчеству, обучают их ремеслу, с которого начинается исполнительское искусство. И, наверное, нет большего счастья для юных артистов, когда все они дружной семьей выходят на сцену со своими неразлучными домрами и балалайками, баянами и аккордеонами. Повелительной палочки взмах – и дирижер тревожным движением рук рисует привычный мотив, добиваясь гармоничной стройности звучания.
НЕМЕЦКАЯ ГАРМОНИКА И РУССКИЙ БАЯН
Только взял боец трехрядку,
Кинул пальцы сверху вниз.
Гармонику изобрели в 1822 году в Берлине, откуда она и пошла путешествовать по всему миру. Годы странствий накладывали отпечаток на ее внешний вид. Появились венские двухрядные гармоники, русские – тальянка, ливенка, тульская, саратовская и, наконец, баян и аккордеон. Отличаются они друг от друга размерами, количеством кнопок и их расположением.
У этих духовых инструментов клавиши не такие, как на рояле или органе, а в виде кнопок – у аккордеона с одной стороны, у баяна – с обеих. Особенность их еще и в том, что одна клавиша-кнопка извлекает не один звук, а целый аккорд. Это облегчает игру простых пьес – песен, танцев, но делает невозможным исполнение классической музыки, где аккомпанемент никогда не ограничивается определенными созвучиями. И лишь появившийся в начале ХХ века «выборный баян» имел в басу не только заготовки – аккорды, но и полный, как на рояле, звукоряд. Такой инструмент с мощным голосом, названный по имени древнерусского певца-сказителя Баяна, приближается к звучанию органа.