Все новости
ГРАММОФОН
26 Февраля 2020, 13:18

«Нейромонах Феофан»: новая русская этника?

Да, так причудливо складываются мои интересы, что я попала на концерт группы «Нейромонах Феофан», буквально ничего о ней не зная, мало того, я думала – это тот священнослужитель, который в «Голосе» участвовал и, кажется, победил. Позже я уточнила, что участник шоу «Голос» на 1 канале был иеромонах Фотий. Но я отправилась на концерт, будучи в полном заблуждении. И вот, оглядывая постепенно собирающуюся публику, я испытала сомнения, и начала расспрашивать народ: почему они пришли на концерт «Нейромонаха Феофана». Ответы были: «Весело. Задорно. Пришел с другом за компанию».

А надо сказать, концерт был в Чебоксарах в клубе «Неон». И накануне я всех местных достала вопросами о роке и этно-роке. На что мне говорили: «Вау? Разве в Чебоксарах есть рок? Рэп когда-то был, концерты проводились». Загадочный, наглухо закрытый мир, не впускающий чужаков с вопросами, или действительно на местной почве ничего не растет? А как же кино? Кино-то вот проросло, что подтверждают открытие целого факультета в местном институте культуры и замечательные его студенты и выпускники с горящими глазами.
В общем, местного рока я не нашла, и в свободный от кинофестиваля вечер, когда делать в съемных апартаментах нечего, пошла на заезжих гастролеров – группу «Нейромонах Феофан». В фойе клуба «Неон» было несколько браткообразных личностей – ощущение, что я упала в уфимские будни 2001 года – бритая быкующая молодежь в трениках, хотя из примет наших дней мягкие флисовые толстовки с капюшонами вместо олимпиек начала 2000-х. И девушки не гламурные «кисо», а такие в стиле кэжуал – джинсы, худи, высокие кроссовки.
Ближе к началу концерта образовалась очередь, человек 40, неожиданно в ней много бородачей, стриженных под горшок. Вообще, очень мужская очередь, девушек вместе со мной 5 человек. Когда-то давно, тридцать лет назад, такое соотношение полов было на концертах хеви-металл групп. И вот русская маскулинность нашла себе новый маркер самоидентификации. Оглядываясь на зал, обнаружила единственную на весь танцпол гламурную «кисо» в мини, ботфортах на шпильке и с отбеленными волосами – сидит с бритоголовыми, курит кальян. Остальные девчата с цветными волосами – алыми, розовыми, зелеными, в драных джинсах, клетчатых фланельках – вполне себе современны.
Подошла к мальчику, продающему «мерч» – сувенирный товар (в том числе настоящий топор с автографом Феофана), он и прояснил, что «нейромонах» не иеромонах с «Голоса», и музыка в стиле драм-энд-бас. Насчет новой русской этники затруднился ответить. Но фольклорная группа «Оттава Ё» ему очень нравится. Он был на их концерте. Кстати, я тоже была, причем дважды.
За пультом уже работает диджей, уже какой-то юный фанат притопывает – звучит Бейонсе, Ники Минаж, а я сижу и думаю о судьбах этнических общин. И я уже согласна на «Нейромонаха» – лишь бы по-русски, лишь бы по-нашему. Эта англоязычная монодолбежка занимает кормовую нишу наших талантов. Я согласна давно уже на русский рок, на башкирский рок, и любой местный современный музыкальный материал, да хоть Русалину Селентай (современная достаточно молодая чувашская певица, больше известная как шаманка с телевизионной «Битвы эктрасенсов»). Раньше были до революции – провинциальные звезды (почитайте Мамина-Сибиряка или пьесы Островского, да вот хоть «Таланты и поклонники»). И я, приезжая в каждый город, прошу – покажите мне вашу молодую звезду. В Тольятти это был Людвиг Анохин, в Бирске «Ред Хорс» и море местных звезд на фестивале «Крещенские морозы». В Казани есть классная группа «Ледокол Пушкин», они к нам в Уфу приезжали.

Я продолжу копать, ковырять местных и таки буду искать. Я уверена – в каждом городе России живет звезда. Чтобы она засияла, надо чтобы её увидел хоть кто-то и показал другим. Вот, например, любезные рокеры в татушках и с цветными волосами, Максим и Юля из Йошкар-олы, с ходу рассказали мне про группу «Шиномонтаж», которой уже 10 лет, и они таки играют классический русский рок, а есть у них и этно-рок – девушка поет на марийском, и играют они на национальной волынке – группа «Уен».
Поговорив с веселыми йошкар-олинцами, пообещав к ним приехать, обернулась и обнаружила аниме-девушку в ободке с ушками, вышла прямо из манги с рюкзачком и значком-мишкой «Teddi-killer1».
Тут на сцене появляется медведь-ряженый и начинает заводить толпу. Выходит Феофан в лаптях, и я понимаю, что это просто новый Скутер (помните такого в начале 90-х?). Толпа танцует, вся мужская толпа – человек сто, девушек со мной вместе насчитала от силы пятнадцать особей. Мало того, люди знают слова песен. И с энтузиазмом подпевают. Чтобы этнос стал суперэтносом, необходима пассионарная зажигательная ментальность. Чтобы всем вокруг хотелось с этим слиться, этим подпитаться. И в русской этнической составляющей скрыт такой согревающий сердца пламень, что «Нейромонаху Феофану» даже небольшой толики антуража-реквизита и псевдославянизмов в тексте хватает стать особенными и любимыми. Потому что случайным человеком в толпе молодежи была только взрослая я. Остальные пришли целенаправленно на тех, кого знают и много слушали.
Думаю, коллективов в стиле драм-энд-бас не так уж мало на просторах нашей Родины, но настолько колоритных больше нет. И знаете, хорошо, что они появились, они не могли не появиться там, где люди хотят иногда вспомнить, что они и кто они! Национальное в эпоху распада семьи и родового сознания все больше будет транслироваться и улавливаться через культуру: люди не хотят ощущать себя полными сиротами-космополитами, поэтому всевозможные миксы этнического и современного придутся ко двору во всех регионах нашей огромной страны. Вопрос в том, чтобы молодежь стала не объектом, а заинтересованным субъектом этого национально-ориентированного современного исполнительского искусства.
Так что такое группа «Нейромонах Феофан»? Затрудняюсь это назвать эстрадой, затрудняюсь это назвать роком. Я бы назвала это красивой презентацией идеи «мы – русские», к тому же все парни в косоворотках среди публики были красивы. Были уместны и вдохновлены. Мы даже хоровод водили под чутким руководством артистов. Когда вы еще в ночном пафосном клубе на территории России могли бы поводить хоровод? Проще на батл по брейк-дансу или воггингу попасть. А лично я ещё пообнималась с медведем-ряженым, он подошел ко мне и погладил по голове, когда, положив блокнот на сцену, я записывала эти мысли. Будем считать, что меня благословили и дальше работать с такой сложной темой, как национальное в искусстве здесь и сейчас.
ГАЛАРИНА
Читайте нас: