Все новости
ГРАММОФОН
23 Ноября 2019, 12:34

Выбор жизненного пути

Первым преподавателем по классу контрабаса в УГИИ был Александр Николаевич Тихонов. Выпускник московской консерватории, воспитанник профессора Астахова Андрея Ивановича (1913–1975) приехал в Уфу в 1969 году с женой Тихоновой-Петросян по приглашению ректора Уфимского государственного института искусств, в качестве преподавателя контрабаса, а жена Лиана Оганезовна – специального фортепиано.

После окончания консерватории Тихонов работал в Государственном симфоническом оркестре Грузии и одновременно преподавал в Тбилисской консерватории им. Вано Сараджишвили в период с 1968 по 1969 гг. Тихонова-Петросян закончила МГПИ им. Гнесиных в 1963 г. вела класс фортепиано в тбилисском Центральном музыкальном училище № 1 им. З. Палиашвили.
Несмотря на непродолжительное, всего 2 года, время работы в Уфе, этот замечательный музыкант смог донести до студентов УГИИ и учащихся УУИ основные принципы и традиции обучения контрабасистов в московских музыкальных учебных заведениях, а также обозначил основные пути развития навыков игры на этом инструменте.
А.Н. Тихонов родился 14 августа 1938 года в поселке Крюково Московской области. Его прадед, Григорий Зиновьевич Тихонов, был помещиком, владел бывшим имением князя Вяземского в селе Якиманское Суздальского района, которое у него выкупил. Он занимался строительством железнодорожных вокзалов, водонапорных башен для заправки паровозов, складских помещений. У прадеда было три сына и три дочери. Все дети получили образование в Москве и добились больших успехов в жизни, и при этом были очень музыкальными людьми.
Один из сыновей стал известным физиком-оптиком, получил Сталинскую премию за изобретение оптического прицела для зенитных орудий. Другой работал хирургом в Лефортовском госпитале в Москве. Третий сын, дед Тихонова, Николай Григорьевич, известный во Владимире врач-офтальмолог, во время Первой мировой войны был начальником госпиталя в Гродно. Вернувшись во Владимир, он безбедно жил в большом помещичьем доме и успешно делал операции на глаза. Но главным его увлечением была музыка. Его любовь к музыке поддерживала жена – Евгения Александровна Долгова, которая закончила Московскую консерваторию по классу фортепиано. Под ее руководством Николай Григорьевич получил знания по теории музыки, гармонии и полифонии.
Он делал аранжировки популярных произведений того времени, а также играл на многих инструментах: флейте, альте, гобое, скрипке и фортепиано. Он постоянно пополнял доставшуюся по наследству коллекцию музыкальных инструментов приобретением новых. У него их было большое количество: восемнадцать скрипок, три виолончели, два контрабаса, почти полный комплект духовых инструментов и большая фисгармония, которую называли органом. Как-то по случаю в Москве он купил саксофон и самостоятельно научился на нем играть.
В их доме, в определенный день недели, собирались музыканты-любители и профессионалы, многие из которых приходили без инструментов, им выдавали из имеющихся в доме и они музицировали, устраивая музыкальные вечера. В 1942 году дед был репрессирован, а через 2 года, в 1944 г., будучи смертельно больным, освобожден и через 3 месяца умер.
Отец Тихонова, Николай Николаевич и мать до войны работали в Министерстве путей сообщения. Отец в свое время закончил музыкальную школу и хорошо играл на скрипке. Во время Великой Отечественной войны он был ранен, в 1943 году вернулся домой во Владимир, где его назначили начальником отделения железной дороги. Когда мальчику исполнилось четыре года, бабушка стала обучать его игре на фортепиано, а с шести лет он начал учиться игре на скрипке в музыкальной школе. Учился он успешно, и уже в начале 50 годов устроился на работу в оркестр одного из кинотеатров. При поступлении в Ярославское музыкальное училище из-за большого конкурса желающих учиться на скрипке, он соглашается с предложением приемной комиссии учиться на контрабасе. Затем он поступает в училище при Московской консерватории им. П.И. Чайковского, а по окончании училища – в консерваторию, где учится на одном курсе с В. Спиваковым и Р. Габдуллиным.
С его прибытием в Уфу начинается обучение контрабасистов в высшем музыкальном учебном заведении Башкирии. Тихонов любил студентов и относился к ним доброжелательно, с уважением. И это уважительное отношение было взаимным. Он отлично знал специфику инструмента. При нем начинает внедряться использование всего грифа контрабаса. До него предпочтение отдавалось так называемой вертикальной игре с большим преимуществом использовании одной струны соль. Он предлагает поиск аппликатурных вариантов для применения горизонтальной игры с использованием всех 4 струн.
Тихонов вводит в практику игру в оркестровом строе, сумев убедить студентов в его преимуществе над сольным. Уфимские контрабасисты в то время играли в основном на жильных струнах или на алюминиевых «протос», в эстрадной музыке – на нейлоновых «престо». Из-за отсутствия в продаже редко использовались PIRASTRO или THOMASTIK.
Качество звучания было не на высоте и, чтобы его улучшить, повышали строй инструмента, натягивая струны на тон выше. Но после натяжения струн для сольной игры, их отпускали для оркестровой игры. Струны вытягивались и портились. Нужно заметить, что в мировой музыкальной практике в некоторых странах этот строй сохранился. В московской консерватории контрабасисты играли в оркестровом строе, а в МГМПИ им. Гнесиных – в сольном. На занятиях в классе по специальности, Тихонов уделял большое внимание звукоизвлечению, работе над звуком, добиваясь от студентов правильного рационального распределения смычка. При нем ушли в прошлое понятия, что на контрабасе произведения можно играть медленнее, чем требовал автор от исполнителя, в виду огромных размеров инструмента.
Как исполнитель, Тихонов обладал сильным, глубоким звуком с красивой вибрацией, в совершенстве владел виртуозными штрихами. Играл смычком с низкой колодкой. В программе сольного концерта, проходившего в большом концертном зале УГИИ, он с Тихоновой-Петросян исполнил: концерт и 4 пьесы С. Кусевицкого, Мелодию Д. Боттезини, 4 пьесы Р.М. Глиера. С альтистом Яшей Папяном был исполнен концерт для контрабаса и альта К. Диттерсдорфа.
Тихонов владеет великолепным контрабасом одного из тирольских мастеров семейства Клоц (Klotz). В конце 70/71 учебного года Тихонов увольняется из института искусств и переезжает в город Горький (Нижний Новгород). Причина увольнения была банальной. Жена родилась на Кавказе, в Тбилиси, где в самом холодном месяце года, январе, температура не опускается ниже 3 градусов. Она не смогла привыкнуть и адаптироваться к уральским морозам.
На его место из Горького приезжает Василий Иванович Мазуряну, выпускник МГПИ им. Гнесиных 1966 года. До переезда в Уфу Мазуряну два года работал в Молдавском государственном театре оперы и балета, а с 1968 г. в симфоническом оркестре Горьковской филармонии и по совместительству в Горьковской консерватории им. Глинки.
Рокировка не оказалась удачной для последнего. Педагогика не была его призванием. Все свое свободное время он посвящал занятиям на контрабасе (у него был контрабас немецкого мастера Людвига Отто), играл смычком с высокой колодкой. Но в занятиях со студентами не проявлял особого рвения для того, чтобы завоевать у них авторитет. Возможно, ему не хватало педагогического опыта и такта, чтобы установить с ними творческий контакт. Он был безразличен на уроках. Из-за мелочных, необъективных претензий с его стороны из института ушли талантливые студенты – контрабасисты Смусин Владимир, Руга Александр, Акимов Владимир, поступившие в институт из Нальчика, Краснодара и Воронежа. Профессиональное сравнение с педагогами-контрабасистами Еремеевым В.И., Тихоновым А.Н. были тоже не в его пользу. Результатом деятельности Мазуряну стали заявления студентов класса с просьбой о переводе к другим педагогам кафедры. У него не осталось студентов по специальности. Под нажимом администрации и преподавателей кафедры 20 сентября 1976 года Мазуряну предложили уволиться из УГИИ.
После 5 лет работы в Горьком, в 1975 году, Тихонов А.Н. переезжает в город Владимир, где прошли его детство и юность. С этого времени его творческая судьба связана с местным музыкальным училищем (областной музыкальный колледж), где он трудится по сегодняшний день. Многие годы Тихонов возглавлял струнный отдел, а также руководил камерным оркестром колледжа, с которым успешно выступал во многих городах Европы. С 1982 по 2008 гг. – преподавал на музыкальном факультете Владимирского пединститута и ВЛГУ в должности доцента. Огромное количество его выпускников работают в самых различных музыкальных коллективах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Тихонов – автор ряда инструментальных пьес и музыки к детскому музыкальному спектаклю Владимирского театра кукол «Пеппи – Длинный чулок», а также музыки гимна Владимирской области на слова академика и поэта Виктора Малыгина, близкого друга Тихонова. И пусть гимн не был утвержден конкурсной комиссией, его охотно исполняют хоровые коллективы в своих концертах.
За заслуги в развитии музыкального искусства Тихонову присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР».
В 2014 году Отраслевой обком РПРК (Российского профсоюза работников культуры), выражая благодарность работникам культуры, внесших большой вклад в сохранение и развитие культурного пространства региона, пополнил Книгу почета, которая называется «И отзовутся наши имена», фамилией А.Н. Тихонова.
В 2018 году в областном доме работников искусств (ОДРИ) тепло отметили 80-летний юбилей Тихонова. На чествование маэстро собрались родственники, друзья и коллеги. Приехали выпускники. Было много цветов, сказано много искренних, теплых приветственных слов. Звучала музыка. Его выпускница, закончившая музыкальное училище и бакалавриат в педуниверситете, солистка камерного оркестра Владимирской филармонии Елена Горлова исполнила написанные Тихоновым сольные произведения для контрабаса Скерцо и Пастораль.
В 2019 году за выдающиеся заслуги перед Владимирской областью, связанные с достижениями в культуре, искусстве, Тихонов награждается знаком отличия "Знак великого князя Андрея Боголюбского" под номером 2.
Свою любовь к музыке он передал двум своим сыновьям и пятерым внукам. Старший сын закончил консерваторию в Тбилиси по классу виолончели, младший сын и его жена – пианисты, 3 внука и 2 внучки учатся играть на скрипке.
Владимир ЗИНОВ, Уфимский институт искусств, профессор