Невозможно представить рок-музыку без главного инструмента – электрогитары. И потому для начала мы коснемся истории изобретения этого музыкального инструмента.
Созданию прежде всего мы обязаны... джазовым музыкантам – ведь именно они еще в далеких 30-х годах прошлого столетия задумались над идеей усилить звучание акустической гитары для своих композиций.
Первой ласточкой послужило создание Ллойдом Лоаром, инженером-изобретателем фирмы Gibson, первого магнитного звукоснимателя. Еще с 1920-х годов Лоар занимался проблемой электрического усиления гитар. А изобретателем первой в мире электрогитары стал Джордж Бишамп – вместе с Полом Бартом они разработали первый действующий звукосниматель. А затем Бишамп связался с Гарри Уотсоном – высококвалифицированным мастером. Он при помощи ручных инструментов всего за несколько часов вырезал гриф и корпус первой в мире электрогитары. Ее назвали «сковорода» (первая гитара состояла из алюминия и визуально напоминала сковороду).
Фактически применение звукоснимателей в джаз-бэндах 1930–1940-х годов привело к целой революции в музыкальной сфере в середине века. Оказалось, что искажения звука, первоначально рассматривавшиеся как брак, могут порождать бесконечное количество ранее неведомых тембров.
Калифорнийский изобретатель Лео Фендер создал один из первых прототипов гитары со сплошным корпусом из дуба. 1949 год стал поворотным для истории электрогитар, когда Лео Фендер выпустил успешный продукт – гитару Esquire со сплошным корпусом.
Так началась целая эпоха, перевернувшая весь музыкальный мир.
Первые самостоятельные шаги рок совершает в конце 50-х годов. Рок-н-ролл постепенно начинает сдавать свои позиции. В 1957 году гитарист Линк Рэй записывает песню «Rumble», где впервые применен на электрогитаре эффект фузза (fuzz – гитарный эффект, основанный на нелинейном искажении звука электрогитары, фузз появился при попытках получить «перегруженный» звук на первых транзисторных гитарных усилителях). С этого начинается виток так называемого «серф-рока», который был основан на гавайском звучании гитары, а также имеющий эффект вибрато. Есть мнение, что с этого «перегруженного» эффекта фузза и пошли все «тяжелые» жанры рок-музыки.
В наше время серф-рок обрел вторую популярность благодаря фильмам Квентина Тарантино, в частности, в большом избытке он звучит в фильме «Криминальное чтиво».
Будучи изначально инструментальной музыкой, серф-рок с вокальными партиями трансформируется в серф-поп – представителями этого жанра были группы Jan and Dean и The Beach Boys.
Великобритания не стояла на месте – когда одни продолжали подражать Элвису Пресли, другие шли дальше. Ритм-энд-блюз, рок-н-ролл и соул, соединившись между собой, изобретают новую форму танцевальной музыки – бит (в музыке доминирует, как правило, чистая гитара, сильный и гармоничный вокал, четкая партия ударных инструментов. Песни в основном имеют запоминающиеся мотивы). Первой ласточкой в этом стиле следует называть группу The Kinks и их сингл «You Really Got Me», вышедший в 1964 году. Великобритания постепенно подготавливает почву для массированного «британского вторжения» в мировую музыку (главными зачинщиками этого «вторжения» являются, без сомнений, The Beatles). А в Америке параллельно возникает фолк-рок (ярчайшими представителями являются Боб Дилан и группа The Byrds).
В начале 60-х годов весь мир заражается «битломанией» – на мировую сцену врывается «ливерпульская четверка». Изначально, подражая американскому рок-н-роллу, The Beatles постепенно выходят на собственное звучание, ставшее известным на весь мир. The Beatles вторглись на музыкальный Олимп, сделав популярной британскую музыку, открыв путь для десятка других британских групп, хлынувших в это время на музыкальную сцену.
В течение недели с 4 апреля 1964 года целых двенадцать песен Beatles входило в топ-100 синглов Billboard Hot, в том числе композиции этой группы занимали пять первых строк. Этот рекорд не побит до сих пор.
60-е годы дарят еще одну знаковую группу – The Rolling Stones – почти противовес «ливерпульской четверке», отличающуюся более тяжелым звучанием. В отличие от «битлов», Rolling Stones проявили себя более агрессивно, что абсолютно противопоставлялось устоявшимся обычаям и традициям. Молодые бунтари вели себя на сцене крайне вызывающе. Да и тексты с музыкой у них были и остаются явно бунтарского характера с отрицанием всего и вся. The Rolling Stones принесли на сцену настоящее буйство, отчего на их концертах случались потасовки, ведь зрители в подобной атмосфере могли себе позволить все что угодно. В течение своей продолжительной карьеры (а группа живет и здравствует и по наш день), «роллинги» умудрились попробовать себя в любых музыкальных стилях, оставаясь при этом узнаваемыми с первых нот.
Кит Ричардс уверяет, что самая известная песня Rolling Stones была придумана во сне. Будучи на гастролях в Америке, он проснулся в гостинице среди ночи с навязчивой мелодией в голове и фразой «I can't get no satisfaction» на языке.
«Британское вторжение» еще более утяжеляет музыку и параллельно с популярными группами сформировывается определенный андерграунд – возникает «гаражный рок» (название происходит от того, что группы чаще репетировали в гаражах, записи обладали «грязным» и шумным звуком). Такие группы редко становились популярными, большинство так и не выпустило ни одного полноценного альбома. В 1962 году записывается главный гаражный стандарт– «Louie Louie» The Kingsmen, ставший одной из самых перепеваемых песен в рок-музыке.
Середина 60-х годов отмечается появлением психоделического рока. Психоделический рок связан с понятиями «психоделия» и «психоделика». Он также имеет тесные взаимосвязи с субкультурой хиппи и восточной (в частности индийской) философией. «The Beatles» продолжают экспериментировать с музыкой, благодаря гитаристу группы Джорджу Харрисону, который увлекся индийской философией и древними индийскими учениями и даже научился играть на индийском ситаре (многострунный музыкальный инструмент, используемый для исполнения индийской классической музыки). Для психоделического рока были характерны «мистический» звук, влияние этнической музыки и философия хиппи. Окончательно жанр сформировался в 1967 году, с ним соприкасались практически все рок-группы того периода. Апогеем американской психоделии стал легендарный фестиваль в Вудстоке, начавшийся 15 августа 1969-го и получивший название «Три дня мира и музыки».
70-е годы приносят на рок-сцену кризис: многие поджанры из 60-х теряют свою актуальность и уходят на задний план, а на сцену начинает пробиваться новое поколение, и главными его темами становиться бунт – против системы, коммерции и прочих. Появляются хард-рок, прогрессив-рок (или арт-рок), глэм-рок. На сцену хард-рока вступают известные ныне Led Zeppelin, Black Sabbath и Deep Purple. Психоделические эксперименты многих групп приводят к синтезу рока и классической музыки, и так постепенно появляется прогрессив-рок (арт-рок). Композиции обладали усложненной структурой, продолжительностью композиций, часто тексты обладали философскими темами. Пышным цветом в этот период расцветают легендарные Pink Floyd, появляются группы Genesis и Yes.
Если одни соединяли музыку с классикой, другие предпочитали театральность. Яркий, вычурный грим, эффектные театральные шоу, спецэффекты, упрощенность музыкальной структуры в противовес прогрессив-року – это все глэм-рок. Самыми значимыми представителями этого жанра являлись Дэвид Боуи, группы Sweet, Kiss и Queen.
В 70-х параллельно развивается и альтернатива: появляется «новая волна» (new wave – общие характеристики включают в себя использование синтезаторов, важность стиля и искусства, а также большее разнообразие), и возникает панк-рок. И вот где уж и был настоящий бунт, так это в панк-роке: панки активно протестовали против правящей верхушки, обладали крайне агрессивным звучанием и свои записи распространяли самостоятельно, без привлечения крупных лэйблов.
Панк-рок сформировал мощную молодежную субкультуру, характеризующуюся протестным характером, отличительным стилем одежды и украшений и этикой непродажности.
Хотя, большую раскрутку «новая волна» и панк-рок получили ближе к 80-м годам, когда начинает формироваться наиболее «тяжелый жанр» – хэви-метал и иные разновидности, вышедшие из него.
В последующие годы и по настоящий день рок продолжает эволюционировать и комбинироваться с другими стилями музыки. Появляются независимые музыканты (инди-рок), продолжают развиваться альтернатива и тяжелые жанры. Рок активно внедряется и в поп-музыку. Создается ощущение, что рок повсеместен.
Пройдя столь извилистый путь до современности, рок-музыка продолжает оставаться популярной. Столь разнообразного жанра по стилям и звуку, наверно, больше и нет – каждый найдет музыку себе по вкусу. Хоть рок и являлся на пороге его становления явлением, вызывающим жесточайшие споры и активную неприязнь среди слушателей старшего поколения, но рок-музыка всегда олицетворяла собой свободу и открытый простор, чем и снискала большую популярность у молодых людей и продолжает это делать до сих пор.