Все новости
ГРАММОФОН
30 Мая 2018, 13:23

Вишенки на торте Евровидения

ГАЛАРИНА Все скептики в сети хоронят Евровидение, но, посмотрев однообразное концертное шоу по поводу вручения премий Billboard Music Awards в Америке, спасти которое пригласили звезд корейской волны, из-за них и смотрела: действительно поклонники к-попа и фанаты группы БТС – единственное средство поднять его телевизионный рейтинг, в следующем году американцам придется пригласить китайского певца Криса Ву, который бьет все рекорды продаж на айтюнс, и миллиард китайцев им поднимет рейтинг.

Немного истории

Евровидение – это самый крупный музыкальный конкурс эстрадной песни, который проводится ежегодно, начиная с 1956 года. В середине 1950-х годов члены Европейского вещательного союза (ЕВС) "загорелись" идеей создания зрелищной развлекательной программы, которая бы способствовала культурному объединению Европы, в 1993 году в конкурсе впервые приняли участие Босния и Герцеговина, Словения и Хорватия, а в 1994 – Венгрия, Литва, Польша, Россия, Румыния, Словакия и Эстония.
Тогда свежеприсоединившиеся страны особенности кухни Евровидения знали плохо и посылали на конкурс своих собственных популярных исполнителей, певших на родных языках, которые поддержки и понимания у европейской публики совершенно не находили (напомню про Германию, она, хоть и занимала высокие места, но не выигрывала из-за того, что исполнители пели на немецком, а публика предпочитала английский и французский).
К 2001 году состав стран-участниц так расширился, что было решено напомнить, кто в ЕВС главный, и с 2001 года была введена "Большая четверка" – Big 4 (Великобритания, Франция, Германия и Испания), проходящая в финал автоматически, так как эти страны являются основателями и главными спонсорами конкурса и, собственно, ЕВС. В 2011 году Big 4 превратилась в Big 5 с возвращением в конкурс Италии. Кстати, именно в 2001 году в конкурсе впервые победила одна из стран-новичков – Эстония.
А затем восточные страны, понявшие наконец, чего от них ждут и что надо делать для победы, начали выигрывать друг за другом.
Конкурс к тому времени все больше превращался из музыкального в соревнование фриков, цирковых номеров и спецэффектов, в котором костюмам придавалось все большее значение, а иногда они сами становились частью спецэффектов. На сцену Евровидения пришли модельеры «от кутюр», наряды стали обсуждаться наравне с музыкальными произведениями.
Самое занимательное, что в цирковое шоу фриков Евровидение во многом превратили новые партнеры. Они пришли на конкурс петь чужие песни на чужом языке, написанные чужими композиторами, слов которых большинство их собственных поклонников в родных странах абсолютно не понимает. Но как-то ведь запомниться и понравиться надо, если не словами, то хоть внешним видом.
Шансы, что песню с Евровидения подхватит родная публика и начнет напевать дома на всех перекрестках, как бывало раньше в старые добрые времена с понравившимися мелодиями, – абсолютный ноль. Никогда такого не случится. Но апофеозом экстравагантности стала бородатая женщина Кончита Вурст в 2014 году, причем эпатажный образ напрочь перекрыл в памяти впечатление от пения. Хотя песня «Возродиться как Феникс» очень сложная, мощная и требует отличных вокальных данных – это я поняла сейчас, переслушав ее, пересмотреть не решилась.
Ситуация в современности
В 2017 году участие в конкурсе приняла певица Дами Им с другого континента, из далекой Австралии. Если появится исполнитель из Бразилии, или Японии – не удивлюсь. И еще прошлый год примечателен тем, что победитель Сальватор Собрал пел на своем родном португальском языке. В его исполнении была душа и искренность понятная без перевода. Необязательно понимать все, чтобы любить.
Чувство чего-то, что ты не до конца понимаешь, заставляет тебя думать, что на самом деле есть что-то большее, чем ты понял. Именно такой эффект в юности на меня производила американская музыка, и видимо на весь мир тоже. Сейчас мир хорошо выучил английский, и колдовство пропало – тексты и мысли на нем в популярных эстрадных песнях оказались неглубокими и примитивными.
Выступления, которые вызвали настоящие эмоции
Когда я просматривала ролики с Евровидения 2018, я обрадовалась итальянскому дуэту, как огромная поклонница творчества Фабрицио де Андре. Эти ребята продолжатели его дела, его стиля – глубокой песни. Давненько я ничего подобного у итальянцев не слышала. А уж перевод только подтвердил мои впечатления:
Ничего вы мне не сделали!
В Каире не знают, который сейчас час,
Солнце над Рамблой уже не станет прежним,
Во Франции гремит концерт,
Люди веселятся,
Звуки музыки,
Крики паники...
В Лондоне вечный дождь, но сегодня это не мешает,
Небо непреклонно даже на похоронах,
В Ницце море багровеет от сполохов салюта и от стыда,
От тел на асфальте и от крови в канаве.
Этот огромный организм, который мы называем Землей,
Изранен с ног до головы, от Азии до Англии,
Галактики людей рассеяны по свету,
Но куда важнее свет, который мы несем с собой.
Матери без детей, дети без отцов,
Отблески на лицах, как на голых стенах без картин,
Минуты молчания расколоты возгласом:
Ничего вы мне не сделали!
Ничего вы мне не сделали,
Ничего вы не добились,
Я продолжаю жить
Вопреки людским планам, вопреки всему.
Ничего вы мне не сделали,
Ничего у вас не вышло,
Потому что жизнь больше ваших бестолковых войн!
Кто крестится,
Кто молится на коврике для намаза,
Церкви, мечети,
Имамы и толпы священников –
Разные двери в один дом,
Миллиарды людей во что-то верят,
Безрукие калеки,
Безымянные лица,
Мы не чужие друг другу,
Мы все люди,
Нельзя жертвовать жизнями во имя идеи,
Нельзя бомбить во имя мира.
Ничего вы мне не сделали!
Ничего вы не добились,
Я продолжаю жить
Вопреки людским планам, вопреки всему.
Ничего вы мне не сделали,
Ничего у вас не вышло,
Потому что жизнь больше ваших бестолковых войн
Бессмысленных войн.
Падают небоскребы,
Взрывается метро,
Рушатся стены, воздвигнутые, чтоб не делиться хлебом,
Но наперекор ужасу, мешающему жить
Мир возрождается
С детской улыбкой,
С детской улыбкой,
С детской улыбкой:
Ничего вы мне не сделали!
Ничего у вас не вышло,
Потому что жизнь больше ваших бестолковых войн,
Ничего вы мне не сделали!
Ваши бессмысленные войны...
Ничего вы не добились!
Ваши бесполезные войны...
Ничего вы мне не сделали!
Ваши бестолковые войны...
Ничего у вас не вышло!
Ваши бессмысленные войны...
Я знаю, что как раньше уже не будет,
Счастье летело,
Как улетает мыльный пузырь...
(Автор перевода – Комарова Ольга)
Эрмаль Мета и Фабрицио Моро – итальянские артисты, которые понимают что искусство – это не только развлечение, но и исцеление душ. Смотрела на «реакциях» (реакции – новый жанр ютуба) ютуберов на их великолепный ролик – там люди плакали, и говорили что осознают насколько мелки, суетны и вполне преодолимы их повседневные проблемы, и что они поняли как счастливо и замечательно на самом-то деле живут. Вот такой парадоксальный эффект у этой насквозь социальной, но искренней песни на итальянском языке.
Всегда, когда певец талантлив и высокопрофессионален, есть что-то, что выходит за рамки языка.
В этом году такими исполнителями были Севак Ханагян (Армения) и Ваня Радованович (Черногория), причем они оба являются авторами своих песен и пели на своих родных языках. Севак Ханагян редкий случай в музыкальной индустрии, когда живой звук оказался лучше студийной записи, пока другие завоевали проход в финал, он завоевал мое сердце. И думаю, не только мое сердце, судя по просмотрам и отзывам в Ютубе. Неудачный костюм и отвратительный номер Вани Радовановича не смогли лишить артиста очарования, и я отправилась исследовать его творчество, доступное в пределах сети. Отличный вокалист, поэт и музыкант, начиная с самых ранних песен, с удовольствием слушаю, постараюсь попасть на его концерт во время поездок в Черногорию.
Влияние Интернета
Мир кажется таким небольшим благодаря Интернету. Таким небольшим, что любой участник, любая страна может стать номер один в твоем личном тренде. Евровидение в этом году – это глобальный охват. Харизматичная победительница Нетта из Израиля получила миллионы просмотров своим промо-роликом еще за два месяца до начала Евровидения 2018. Ее видео стало популярным в сети, что называется «вирусным». Не знаю, можно ли здесь уже употреблять слово "хайп" (шумиха, ажиотаж, массовое обсуждение) или еще рано. Но «хайп» (в смысле назойливая реклама, навязывание) букмекеры, принимавшие ставки, вокруг нее раскрутили.
А вот прекрасная киприотка Элени Фурейра приобрела свои миллионы поклонников и просмотров именно после искрометного выступления на сцене конкурса. Если у тебя есть возможность быть знаменитым во всем мире – то надо пользоваться на полную катушку.
Чего хочет поющая душа
Опрашивая знакомых с разным вкусом, ты понимаешь насколько нелепо это закрепление, распределение мест. В памяти людей остается то, что понравилось им, а не жюри и даже не подавляющему большинству голосующих. Несомненной удачей для моего плейлиста стала выловленная акустическая версия песни датских викингов «Rasmussen», а открыла я их именно благодаря Евровидению 2018. Примечательна байка в связи с песней «Higher Ground» – ее написал шведский композитор, и он специально искал ребят, могущих выразить дух викингов, такие музыканты нашлись в Дании. На сцене Евровидения «Rasmussen» впечатлили всех визуальной аутентичностью образа, но когда спели на интервью а-капелла, то покорили голосами. Они расширили мое представление о датчанах, из коих я помнила только великого сказочника Ганса Христиана Андерса. Никогда бы не подумала, что скандинавы могут петь так, как грузины. Кстати, грузины в этом году были на редкость бесцветны, нечто безликое и визуально и музыкально, видимо пытались себя подогнать под некий усредненный Евростандарт, а зря.
Постепенно в эпоху Интернета, не замечая того, Евровидение становится броской витриной, на которую бросит мимоходом взгляд любой проходящий мимо в сети. А на витрину выкладывают самое привлекательное и уникальное и тогда взгляд останавливается, но чтобы человек проникся и не прошел дальше витрины, а зашел внутрь, вещь должна быть не горкой пустых блестящих фантиков. И мы увидим постепенно в следующие годы в будущих промо-роликах у достойных участников величественное этническое возвращение музыки и поющей души народов, населяющих этот мир.