Все новости
ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ
19 Июня 2022, 11:00

Герой – простой деревенский мальчуган

Иван Васильевич Максимча родился 14 сентября 1922 года в крестьянской семье в деревне Максимовка Миякинского района БАССР. С 1938 года трудится в колхозе разнорабочим, затем поступил учиться в Уфимский аэроклуб. Призван в армию в 1941 году, в 1943 году окончил Тамбовскую военную авиационную школу пилотов. На фронте с мая 1943 года. Летчик-штурмовик, впоследствии командир звена, командир эскадрильи.

…В представлении Ивана Максимчи на звание Героя Советского Союза говорится, что эскадрилья под его командованием с сентября 1944 года по февраль 1945 года произвела 250 успешных боевых вылетов, при этом уничтожено 32 машины с грузом, 20 орудий и минометов, 4 танка, 20 подвод. Сам майор Максимча лично уничтожил 3 самолета на аэродромах, 30 автомашин, 4 склада, 10 железнодорожных вагонов, 20 зенитных и других орудий.

Выписки из наградного листа:

«03.01.44 г. штурмовыми и бомбардировочными действиями в составе группы 6 самолетов уничтожил отступающие колонны противника по дороге Орел – Нарышкино. Во время атаки самолет товарища Максимчи был сильно поврежден огнем зенитной артиллерии противника – отбит элерон, побиты плоскости, перебита тяга руля поворота. Сам был тяжело ранен. При выходе из атаки группа была атакована 4 истребителями противника “фокке-вульф-190”, один из них воздушный стрелок сбивает. Машина была трудноуправляема. Истекая кровью, привязав ручку ремнем к борту самолета, Максимча довел машину до аэродрома и мастерски посадил. В этом бою товарищ Максимча лично уничтожил несколько автомашин, подводу с грузом, до 10 солдат и офицеров противника.

25.01.44 г. штурмовыми и бомбардировочными действиями группа из 4 самолетов уничтожила железнодорожные эшелоны на станции Маево. В этом бою товарищ Максимча уничтожил 10 вагонов, 2 автомашины, до 20 солдат и офицеров противника.

27.02.44 г. Штурмовым ударом группа из 12 самолетов произвела налет на аэродром противника Идрица, где было уничтожено: самолетов на земле – 20, взорван склад с горючим. Товарищ Максимча, лично отражая воздушного противника и умело маневрируя в зоне зенитного огня, уничтожил 3 самолета…»

…Двенадцать самых смелых, мужественных командиров кораблей штурмового полка были вызваны к «бате».

– На аэродроме Идрица, как сообщает разведка, скопилось более ста самолетов «фокке-вульф-190». Группу поведет Герой Советского Союза Козловский. Если нет вопросов, прошу выполнять.

Самолеты взмыли в небо. До аэродрома еще несколько десятков километров, а слева и справа группу уже окружают «фоккеры», впереди – стена зенитного огня. Козловский первым устремляется на врага. А Максимче этого делать нельзя, у него особое задание: надо не только уничтожить военную технику, но и сфотографировать результаты штурмовки.

…Справа вспыхнул факелом самолет. Сердце дрогнуло у Ивана Васильевича – наш! А где же Козловский? Машина ведущего группы оказалась в самой гуще огня. Еще несколько минут, и она исчезла. А под самолетом Максимчи – Идрица. Вот уже замаячили на земле не успевшие подняться «фокке-вульфы». Он нажимает на гашетку. Разворот – и снова под ним аэродром. Подоспели и другие самолеты. Один из них камнем валится на склад горючего, и все тонет в страшном взрыве…

…Максимча летит на восток, к своим. Машина едва слушается. До линии фронта осталось совсем немного, когда он заметил идущий над самыми вершинами обгоревших деревьев, переваливаясь с боку на бок, самолет Козловского. А над ним – два «фоккера». Как стервятники, почуявшие легкую добычу, рванулись они к нему. И тогда Максимча прикрыл командира своей машиной. Очереди обрушились на самолет, вспыхнул двигатель, ранен стрелок-радист… Но самолет Козловского в это время уже приземлился.

– Век этого не забуду, Иван. Выживем – братьями будем… – тепло говорил потом Козловский своему спасителю.

Они оказались верны солдатской клятве – даже тогда, когда один из них оказался в Москве, а другой в Уфе.

«26.08.44 г. группа из 6 самолетов наносила удары по опорным пунктам переднего края обороны противника, в результате чего наземные части выполнили поставленную задачу по прорыву оборонительного рубежа противника. Лично сам товарищ Максимча в этом бою уничтожил одно орудие и подавил огонь одной батареи зенитной артиллерии…»

А вот как сам Иван Васильевич вспоминает один из эпизодов боевых действий: «…Выполняя боевое задание в составе четверки на штурмовку укрепленного рубежа противника, где находилось большое скопление живой силы и техники, наша группа была встречена сильным заградительным огнем зенитной артиллерии, но мы все же пробились. Вышли на заданную цель и с ходу произвели атаку. Весь бомбовый груз был сброшен точно в цель, в результате произошло несколько взрывов, в этом месте находились немецкие танки на заправке. При выходе из атаки с опушки леса по самолету ударила батарея зенитной артиллерии. Первый удар пришелся в лобовое и боковое стекла, в результате чего заклинило кабину, второй удар пришелся по кабине стрелка: разбита нижняя часть обшивки, ноги стрелка-радиста повисли в воздухе, в это время ему прострелили их, он удерживался в кабине на ремнях парашюта. Третий удар пришелся по левому крылу, и самолет с левого разворота стало переворачивать на бок. Я дал команду стрелку выбрасываться на парашюте, но он сказал, что ранен и чтобы я спасался сам, а его бросил вместе с машиной. Ни самолет, ни товарища я не оставил. Удалось выровнять самолет, а при перелете линии фронта нас атаковали немецкие истребители, удар пришелся по хвосту, была перебита тяга управления рулей высоты, и самолет полностью стал неуправляемым – это на высоте в десять метров! В момент удара самолета о землю стрелок-радист Николай Алешин и хвост самолета оказались метрах в пятнадцати впереди кабины, оторвало крылья, мотор. Осталась кабина (она бронированная), с которой при ударе я пять или шесть раз перевернулся. Сам я об этом узнал позже, рассказали солдаты пехоты, которые нам с Алешиным оказали помощь…»

…Прибалтика! Янтарный край! Здесь впервые встретились штурмовик Иван Максимча и оружейник истребительной дивизии Лида Зубова. Ему было 22, ей – 20. Не раз Иван слышал в эфире знакомый и милый голос: «Иван, Иван! Я – Лида!». Может быть, сотни Иванов, услышав этот голос, терялись в догадках, к кому обращается девушка, но Иван Васильевич знал это безошибочно. «Порядок, Лида. Порядок!».

С этими словами вернулся на базу Максимча из своего последнего, 126-го, боевого вылета. Победа!

Свой брак они зарегистрировали 26 июля 1945 года в небольшом латышском поселке Вегеряй, там же была и свадьба. А 18 августа Максимче присвоили звание Героя Советского Союза. Орден Ленина и Золотая Звезда дополнили уже украшавшие его грудь ордена и медали. После войны Иван Васильевич был вторым пилотом Ли-2 на Уфимском моторостроительном заводе, трудился в транспортном отряде Новосибирска, школе высшей летной подготовки, работал в других местах. И всюду оставил о себе добрую память.

Супруги прожили вместе 40 лет, воспитали сына и дочь.

…Герой Советского Союза Иван Максимча ушел из жизни в 1985 году.

Ушел, словно в последний свой полет.

* * *

Имя Ивана Максимчи занесено на мемориальную доску Героев Советского Союза – выпускников Уфимского аэроклуба. В городе Уфе на доме № 54 по улице Пушкина, где жил И. Максимча, установлена мемориальная доска. Мемориальная доска установлена и в Ново-Мировской школе, где учился будущий Герой, а сама школа носит его имя. В селе Киргиз-Мияки имя Героя носит улица.

Автор:Алексей КАЗАКОВ
Читайте нас: