Известный врач-хирург, а во время войны – артиллерийский инструментальный разведчик Валиев Фарит Галиевич боевой орден "Отечественная война" II-й степени получил в апреле 2004 года. Этим актом был повторно оценен подвиг, совершенный нашим земляком в феврале 1945 года. Отмечено, что Ф.Г. Валиев действовал исключительно решительно и отважно в создавшейся опасной ситуации. А первую награду – медаль "За отвагу" за этот подвиг ему вручили непосредственно после событий.
Орден засиял на груди этого скромного ветерана войны и труда, вызвав радость у обладателя, гордость и уважение у окружающих.
На войне бывало всякое, но чаще всего подвиги, совершаемые отдельными солдатами, а то и целой группой, оставались неоцененными по достоинству. Оно и понятно: не ради славы, тем более, не ради наград воевали.
Били врага всеми доступными средствами, добивались победы. Вот это было главное. Бывали ситуации, когда становилось не до торжественного вручения орденов – лишь бы перебороть сопротивление врага и продвинуться вперед, чтобы выполнить боевую задачу.
Ф.Г. Валиев родился в 1925 году в деревне Ибрагимово Кармаскалинского района. Среднюю школу окончил рано – в 16 лет, и в начале 1943 года, когда ему исполнилось 17 лет, подал заявление об отправке на фронт.
Но предстояла учеба. Прибыв в Тоцкие лагеря в тогдашней Чкаловской области, Валиев получил зачисление в школу артиллерийской инструментальной разведки. Надо сказать, такое редко кому выпадает. Комиссия производит тщательный отбор. Помимо прочих данных берутся во внимание личностные данные солдата: наблюдательность и проницательность, инициатива и расчетливость. Во время сложной теоретической учебы и суровой практики курсанты школы осваивают массу сложностей артиллерийского дела. Фарит Валиев учебу прошел успешно, получил звание сержанта и был направлен на Ленинградский фронт. Был зачислен в артиллерийский полк 5-й гвардейской артиллерийской дивизии РГК – резерва Главного командования. Это произошло в конце 1943 года. Дивизия нуждалась в пополнении людским составом, вооружением и транспортными средствами. На упрощенном языке это называется "находиться на отдыхе". Но отдых у фронтовиков – это напряженная подготовка к новым боям.
В дни окончательного прорыва блокады, когда мощная дивизия прорыва наносила сокрушающие удары по врагу, сержант Ф.Валиев находился меж двух артиллерийских огней – своим и вражеским, потому что место инструментального разведчика в некоторых случаях ближе к огневым позициям противника. «Наша дивизия участвовала на заключительном этапе прорыва Ленинградской блокады в январе 1944 года. – вспоминает Фарит Галиевич, – К весне этого же года 5-я артиллерийская дивизия перебрасывается на Карельский перешеек и участвует в разрушении признанной непреступной Линии Маннергейма. Наши полки вели массированный огонь тяжелой артиллерии, иногда совместно с бомбардировочной авиацией, так что опасность для нас, артиллерийских разведчиков, была большая. Линия Маннергейма была разгромлена».
Летом 1944 года 5-я дивизия перебазируется в зону активных действий 2-го Украинского фронта. Бои за освобождение Молдавии. Ясско-Кишиневская операция 20-29 августа 1944 года… "От артподготовки стоял такой грохот, – говорит об этом наш ветеран, – что, казалось, шар земной раскалывается на куски. От линии обороны противника ничего не осталось. Пехота пошла вперед почти без боя, а наша дивизия на второй день вошла в г. Кишинев".
Части дивизии вступили на румынскую территорию. Пересекли венгерскую границу по горным дорогам.
Строки из записей Фарита Валиева: "Нашу артиллерийскую дивизию резерва прорыва перебрасывают на самые ответственные участки фронта – на танкоопасные направления. Теперь мы оказываемся то на территории Чехословакии, то Венгрии. Особенно опасными были бои при взятии Будапешта – близ озера Балатон. Далее с боями освободили Австрию, ее столицу Вену. А в начале апреля 1945-го дивизия совершила марш в направлении Берлина. Мы все предвкушали ближайшую победу. "На Берлин!" – писали на щитах орудий, на машинах, где только можно. Действительно, мы успели в разгар боев за Берлин, но мне не посчастливилось праздновать Победу...".
Ф.Г. Валиев в предместье Берлина получил сразу два осколочных ранения: в левую руку и голову. К счастью, в медсанбате оказался врач, о котором ходили легенды: "Карасев вытаскивает с того света".
Узнав, что попал к Карасеву, сержант Валиев наотрез отказался от отправки в госпиталь. Правильно сделал, потому что излечился без дополнительных осложнений и выписался в свою часть, где за ним ходила добрая молва: "Сержант Валиев насквозь видит маскировку врага". Здесь он получил медали "За боевые заслуги", "За взятие Берлина" и "За отвагу". Кстати, о последней награде – чуть позже.
Став врачом, Фарит Галиевич часто вспоминал Карасева. Тому были веские причины. Хирург Карасев спас его от верной гибели. Окажись раненый у кого другого врача, он бы не смог выкарабкаться. Но Карасев не в госпитале, а всего-то в полевом медсанбате извлек из кости головы кусочек металла и не допустил послеоперационных осложнений. Искусство хирурга – и только. Также была непростая рана на руке. Задета, раздроблена кость. Случай для ампутации. К восхищению окружающих Карасев справился и с этим. Если бы рука не осталась здоровой, разве Фарит Галиевич стал бы хирургом? Доктор Карасев не просто излечивал раненого Валиева, но и общался с ним. Посоветовал: "Тебе, дорогой, надо идти в медицину". А Фарит, услышав это, растерялся, не нашел что сказать. Но Карасев был уверен: "Знаешь, у тебя все предрасположено к тому, чтобы стать врачом. Перво-наперво – ты человек добрый и мягкий. И руки у тебя просятся в хирургию...".
Но вскоре наступило расставание. Фарит часто вспоминал все, что связывало его с талантливым врачом Карасевым, но пути-дороги...
Вернувшись в строй, он оказался в воздушно-десантной части. Стал осваивать новую специальность. Служба – между небом и землей. Сержант Валиев осваивает парашют и совершает 67 прыжков, один сложнее другого, мастерство накапливается с каждым разом. Тем временем, внушение Карасева часто давало о себе знать. Наконец, мечта идти в медицину сформировалась, но тут пришло направление в военное училище. Поскольку военные своих дорог не выбирают, пришлось подчиниться. Валиев успешно оканчивает училище, служит на офицерских должностях, а затем увольняется в запас.
Теперь – об истории ордена.
Это было на берегу реки Тисса.
"5-я артдивизия прорыва РГК готовилась к форсированию реки, 122-й пушечно-гаубичный полк успел переплыть реку, прибыв в назначенное место, стал готовиться к созданию огневых позиций. Бойцы только и успели взяться за лопату. "Будучи старшим вычислителем полка, – вспоминает Фарит Галиевич, – я находился в непосредственной близости от начальника штаба полка майора Яковлева. Вдруг видим, с правого фланга танки. Тревога в момент улетучилась: "Свои!" «34-ки», да, 20 машин. Но почему они идут на нас? Не похоже, чтоб... Не успели подумать о худшем, как из головного танка открыли огонь. Наши опомнились, но для открытия ответного огня уже не было времени. Расчеты начали разбегаться, бросив свои пушки. Вот подойдут танки и раздавят нас, почем зря.
Майор Яковлев хотел было принять меры к возвращению расчетов, но передумал и стал выводить ближайшую пушку на прямую наводку, а я встал за подносчика и заряжающего. Так мы произвели несколько выстрелов и подбили головной танк. Командирский! Тогда остальные повернули назад. По танкам успели открыть огонь расчеты другого полка дивизии".
Боевой подвиг не остался незамеченным. Более того, Яковлев был представлен к ордену "Отечественная война", а сержант Валиев – к ордену "Красная Звезда", а вскоре ему вручили медаль "За отвагу".
Но хорошо, когда бойцы вспоминают боевые эпизоды. Будучи в музее Боевой Славы, майор гвардии Валиев Фарит Галиевич предстал перед учащимися школ, приглашенных на эту встречу, рассказал о себе, о своем боевом пути и об истории медали "За отвагу". Ребята выслушали, поблагодарили ветерана за Победу и разошлись. Но автор этих строк решил с ним поговорить о подробностях того эпизода, когда мастер инструментальной разведки в одночасье проявил себя как подносчик снаряда и заряжающий. Возникло предположение, что представление к награждению орденом "Красная Звезда" не могло затеряться в потоке фронтовой текучки. Раз документ составлен, на нем должны быть резолюции и подписи старших начальников. Словом, был направлен запрос в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации в г. Подольск Московской области. И надо же, ответ пришел, а вскоре за письмом – сама боевая награда...
Фарит Галиевич скучает по майору Карасеву. Скучает как по близкому, родному человеку. Писал во всевозможные инстанции, по многим адресам, но так и не смог напасть на след своего спасителя. Ему очень хотелось бы искренне выразить доктору Карасеву свою благодарность. Он благодарен также архивистам, которые смогли найти боевой орден, который находился в запаснике без малого 60 лет.