При этом диапазон разброса мнений о возможности полетов самолетов-разведчиков над Уфой и о датировке таких полетов очень широк. Например, краевед А. Л. Чечуха обещает доказать, что аэрофотоснимки Уфы были сделаны до 1941 года. Высказано другое мнение (писатель С.Г. Синенко) о том, что на аэрофотоснимках Уфы запечатлена намеренная дезинформация, сознательно переданная немецкой разведке в ходе специальных операций органов НКВД. Наиболее убедительно выглядит точка зрения уже упоминавшегося автора статьи "Тень свастики над Уфой" Евгения Вайна («Истоки» № 28 (796) от 11 июля 2012 г.), который не только указал на модели самолетов Люфтваффе «Дорнье»(Do-215В-2) и «Юнкерс» (Ju-86Р) с дальностью полета 2145 км, позволяющей достигнуть Уфы (к сентябрю 1942 г. немецкие войска вышли к Воронежу и Сталинграду, от их передовых аэродромов до Уфы было всего 1120 км), но и убедительно подтвердил подлинность указанной на аэрофотоснимке Уфы даты съемки – 09.09.1942 г. К этому выводу исследователь пришел в результате сопоставления даты, имеющейся на аэрофото, с датами появления в городе новых объектов (радиостанции Коминтерна и трамвайных путей в сторону моторного завода).
Надо добавить, что все без исключения авторы, писавшие о возможности полетов самолетов Люфтваффе над Уфой, дружно и единогласно заявляют об отсутствии противовоздушной обороны не только в Уфе, но и вообще на территории страны восточнее Волги.
Приведем мнение лишь одного из авторов, высказавшихся по этому вопросу и по своему положению обязанного быть самым компетентным, а именно генерала-лейтенанта Николая Тимофеева – в 1990–1999 годы заместителя командующего ПУрВО (Приволжско-Уральским военным округом): "…до 1950 года на Урале как таковой системы противовоздушной обороны не было". Особенно показательна категоричность мнения этого генерала: "...до Урала вражеская авиация не долетала".
Мнение прямо противоположное высказывает современный исследователь Дмитрий Зубов, который в книге "Всевидящее око фюрера. Дальняя разведка Люфтваффе на Восточном фронте. 1941–1943гг." указывает не только на возможность полета самолетов противника до Уфы, но и называет точную дату
одного такого осуществленного полета (9 сентября 1942г.), завершившегося подробным фотографирование важнейших объектов Уфы.
Он же указывает на тип самолета, совершившего этот полет (Ju-88D), и называет аэродром его базирования – "Орша", с которого и был совершен этот рейд до Уфы длиной в 1600 км. Впрочем, и этот автор, подобно другим, категорически не допускает возможность существования в Уфе противовоздушной обороны, говоря в заключении: "... на таком удалении от линии фронта никто не ожидал увидеть немецкие самолеты, поэтому в Уфе не было никакой противовоздушной обороны".
Было бы несправедливо, указывая на современные прения по вопросу о возможной угрозе бомбардировок Уфы во время Великой Отечественной войны, умолчать о том, как этот вопрос воспринимался современниками и участниками тех событий. Современному читателю необходимо предварительно напомнить и даже разъяснить, что все жизненно-важные организационные вопросы жизни советского общества во времена СССР решались под контролем и во исполнение указаний органов коммунистической партии, и в полной мере это относилось и к организации деятельности МПВО (местной противовоздушной обороны) нашего города.
Так, вопрос о состоянии местной противовоздушной обороны города Уфы был вынесен на повестку дня заседания партактива ВКП(б) города 9 июля 1943 года, со стенограммой которого мы имели возможность ознакомиться в фондах Центрального архива общественных организаций Республики Башкортостан (ЦАОО РБ). В своем докладе первый секретарь горкома партии Муратов выразил тревогу относительно безопасности тыловых городов, упомянув "июньские бомбардировки городов Горький, Ярославль, Саратов". Далее он указал, что опасность бомбардировок грозит непосредственно Уфе, так как "...наш город особенно теперь имеет значительный стратегический интерес".
Таким образом этот партийный лидер четко и определенно выразил тогда свое мнение о досягаемости Уфы для вражеской авиации. А именно, он заявил:"...нет нужды доказывать, что для современной авиации достигаемы тылы на глубине многих сотен километров". Не станем останавливаться на выяснении всех возможных истоков такой убежденности современников военной поры о возможностях дальней авиации в то время. Вряд ли в то время тактико-технические характеристики всех самолетов Люфтваффе могли быть известны даже военным специалистам.
Однако можно предположительно указать на источник такой осведомленности, лишь бегло упомянув известные всем советским гражданам и являвшиеся предметом их гордости в 30-е годы сверхдальние перелеты из СССР в США через Северный полюс авиаэкипажей под руководством Чкалова и Громова.
Сведения о сверхдальних перелетах советских летчиков (Громова, Байдукова, Белякова, Юмашева, Данилина, Коккинаки) содержались в настольной книге каждого партийного руководителя периода войны "Осоавиахим – могучий резерв Красной Армии и Флота", изданной еще в 1939 году. Кроме того, многим советским гражданам были известны сведения о регулярных полетах самолетов авиакомпании «Люфтганза» из Европы в Южную Америку.
При этом в 30-е годы сообщения о дальности полетов самолетов в 10 тыс. км были уже обыденными и общеизвестными и не считались рекордными. Авиаторы разных стран, совершавшие дальние перелеты, вели борьбу за рекорды, пытаясь достичь показателей дальности в 13 тыс. км и больше.
Остается добавить, что прозвучавшее с трибуны уфимского партактива предупреждение об опасности воздушной атак, сопровождалось не только призывами к бдительности, но и прямыми требованиями к руководителям предприятий и учреждений и иным ответственным лицам умножить усилия по активизации их деятельности, направленной на усиление мероприятий ПВО, о чем подробнее будет сказано ниже.
Итак, каковы факты, подтверждающие реальность полетов немецких самолетов над Уфой? Есть ли свидетельства, их подтверждающие? И да, и нет. Нет документально подтвержденных свидетельств, исходящих от служб, непосредственно предназначенных для ведения воздушного наблюдения. В первую очередь, имеются в виду посты службы ВНОС (воздушного наблюдения, опознавания, связи). Что и неудивительно, ведь было уже сказано о практическом отсутствии сведений о размещении батальона ВНОС в нашем городе. Пока нет и доступных нам сообщений о результатах наблюдений, проводившихся этими постами . Однако, имеются сведения случайных очевидцев из числа жителей Уфы военных лет, а также их родственников, сохранивших воспоминания о таких полетах. Правда, сведения эти часто отрывочные и неконкретные.
Так, один из нонимных комментаторов обсуждения в интернет-форуме темы полетов самолетов- разведчиков над Уфой, в комментарии от 08.08.2013 пишет: "Старые люди рассказывали, как во время войны самолеты немецкие долетали до Уфы, но не бомбили. Оказывается, они фотографировали..." Как видим, это сообщение очень неконкретное, к тому же, по сути, анонимное. Хорошо было бы узнать о том, кто же именно эти "старые люди" и можно ли с ними еще поговорить, да и самого комментатора с ником "Alenzvarts7" найти не так просто, впрочем, возможно, он откликнется именно на эту публикацию.
Немного добавляет к нашим сведениям другой, также по сути анонимный, комментатор с ником "Сидор", которому когда-то бабушка на вопрос о бомбардировках Уфы ответила, что "...бомбежек не было, но гул моторов люди периодически слышали".
Гораздо более ценное свидетельство принадлежит другому очевидцу, это свидетельство с конкретными данными о личности и биографии наблюдателя, что, несомненно, и исключение, и наша большая удача. Интересующие нас сведения содержатся в опубликованных воспоминаниях лейтенанта Романа Владимировича Терехова, который в первые месяцы войны был свидетелем бомбардировок Москвы. А с сентября по октябрь 1941 года служил в Уфе, где комплектовал, обучал и готовил подразделение связистов для кавалерийской части. В дальнейшем Терехов проходил службу в составе 32-й кавалерийской дивизии в должности помощника начальника связи по радио. Вспоминая о своем пребывании в Уфе, лейтенант писал: "...правда, в Уфе нас немецкие самолеты не тревожили, очень редко ночью долетали отдельные разведчики, не беспокоившие ни нас, ни население..." В этом кратком свидетельстве для нас важна датировка, которая свидетельствует о достаточно активных полетах вражеских самолетов-разведчиков над Уфой уже осенью 1941 года.
Гораздо более конкретно, но так же практически анонимно следующее свидетельство другого комментатора, оставившего воспоминание своего деда, который в годы войны, будучи 12-летним мальчишкой, на месте приблизительно около нынешнего здания Горсовета видел позиции зенитчиков. Судя по этому свидетельству, зенитчики наблюдали за самолетом-разведчиком и готовились к отражению ожидаемого налета бомбардировщиков. В том же сообщении приводятся важные сведения о мерах по борьбе с диверсантами-наводчиками на цели бомбометания: "...Все должны были следить, чтобы диверсанты не запускали ракеты в сторону завода и паромной переправы". Сообщение это ценно указанием места расположения зенитного подразделения. Однако в нем нет описания типов и количества зенитных орудий, и мы не можем назвать даже имени и фамилии человека, который в юном возрасте стал таким важным свидетелем. Впрочем, и здесь есть надежда, что внук откликнется и внесет ясность, сообщив нам хотя бы личные данные своего деда.
Итак, думаю, у читателей не должно остаться сомнений в том, что в годы Великой Отечественной вражеские самолеты над Уфой действительно летали, после чего встает вопрос о том, готовилась ли Уфа к возможным воздушным атакам?