Все новости
ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ
31 Июля 2020, 14:06

Люфтваффе в небе над Уфой

Взрыв интереса к теме полетов самолетов-разведчиков Люфтваффе вызвала публикация в Интернете немецких аэрофотоснимков городов бывшего СССР в период Второй мировой войны. Первоначально их разместил американский блоггер Джон Кальвин, который, в свою очередь, обнаружил их в рассекреченных архивах Национального управления архивов и документации США. Туда они попали в качестве трофеев в 1945 г. и пригодились ЦРУ при организации разведывательных полетов в 60-е годы.

Широкое использование в последующие годы спутников-шпионов сделало неактуальным полеты самолетов-разведчиков типа «У-2», и низвело значение трофейных аэрофотоснимков объектов на территории бывшего СССР до уровня, не требующего их хранения в режиме секретности.
Уфу фотографировали и пристально рассматривали...
В числе аэрофотоснимков сорока городов СССР оказались и фотографии Уфы. Не останавливаясь подробно на описании этих фотографий, заметим лишь, что на них запечатлены такие объекты, как авиамоторный завод № 26 (впоследствии «УМПО» и его дочерние производства), нефтеперерабатывающий завод, завод ПРЗ (ныне ТРЗ), районы ж/д вокзала, сафроновской пристани и Глумилино с радиостацией Коминтерна, старый аэропорт в районе современной улицы Зорге, аэродром авиамоторного завода № 26 в Максимовке и район Демы.
На фотографиях имеются надписи, сделанные немцами в процессе анализа и расшифровки зафиксированных объектов. Наиболее детально рассмотрены и пронумерованы корпуса и другие сооружения завода № 26. Это привело автора самых детальных комментариев аэрофотоснимков Уфы Е. Вайна (см. его публикацию «Тень свастики над Уфой» в «Истоках» № 28 (796) от 11 июля 2012 г.), к предположению о существовании в Уфе военного времени, «разветвленной шпионской сети», позволившей немцам настолько точно расписать назначение заводских сооружений. На что можно возразить, что, хотя шпионы в Уфе, возможно, и были, детальность комментирования названного аэрофотоснимка – сомнительное тому свидетельство. Доподлинно известно, например, о пребывании на этом предприятии, в соответствии с условиями договора о ненападении между СССР И Германией еще в начале 1941 года, делегации немецких специалистов, которые были ознакомлены даже с подробностями процесса производства авиадвигателей. Понятно, что при этом расположение и назначение заводских корпусов и прочих заводских строений не могло для них быть секретом, а потому для получения этих сведений привлечения шпионской агентуры не требовалось.
Добавим, что, по заключению того же автора, Уфа – самый восточный, из числа других сорока городов, запечатленных на аэрофотоснимках этой серии. Существенное значение для нас имеет и размещенная на снимках дата 09. 09. 42 г. , предположительно, указывающая на время фотографирования.
Какое место могло отводиться Уралу, Приуралью и Уфе в захватнических планах гитлеровского командования?
Пытаясь ответить на вопрос о том, насколько вероятной была возможность воздушной атаки Уфы самолетами Люфтваффе, нельзя пройти мимо вопроса о месте Урала, Приуралья и Уфы в захватнических планах гитлеровского командования. Впервые, Урал упоминается в этих планах в период разработки, плана вторжения и захвата территории СССР ( известного как план и «Барбаросса»). В директиве к этому плану за № 21, которую Гитлер подписал 18 декабря 1940 отмечалось, что итогом «Блицкрига» является решение задачи: «... отгородиться от азиатской России по общей линии Архангельск — Волга. Таким образом, в случае необходимости остающаяся у России последняя промышленная область на Урале сможет быть парализована с помощью авиации».
В последующих планах гитлеровской военной верхушки место, отводимое Уралу в значительной мере варьировалось в зависимости от обстановки на европейском театре военных действий и особенно– в зависимости от первых результатов вторжения на территорию СССР.
При этом, в первоначальных планах гитлеровского командования Уральскому региону отводилась роль некой буферной зоны на востоке от границы по линии Архангельск-Астрахань, определяемой в качестве области, предназначенной для предстоящей оккупации. При этом, упоминавшееся в директиве №21 планирование уничтожения промышленности на Урале с помощью авиации отчасти противоречило другому решению – об участи, предписанной уральскому региону по плану «Ост» разработанному еще в 1940 году, в котором намечалась система организации оккупационного режима на захваченной территории. По этому плану в составе Третьего Рейха создавалась система рейхскомиссариатов – областей с полуколониальным статусом на правах доминионов или протекторатов. Так, в состав запланированного рейхкомиссариата «Московия», наряду с прочими должны были войти генеральные округа «Perm», включавшие в свой состав, помимо территории собственно пермской области, территории Челябинской и Свердловской областей. Предусмотренный в плане, генеральный округ « Ufa» кроме территории Башкирской АССР предполагал включение в себя и территорию Оренбургской области.
Надо сказать, что названные, предполагаемые к организации, округа не являлись самыми крайними областями СССР на Востоке из числа планируемых к оккупации и приведению к «новому порядку». В дальнейших планах предусматривалась так же организация генеральных округов «Омск» и «Новосибирск».
При этом планирование такой системы генеральных округов не противоречило абсолютно упоминавшимся ранее планам уничтожения промышленных центров Урала с помощью авиации. «Генеральным округам, отводимым» захватчиками к устройству на захваченной территории « определялась роль производителей и поставщиков исключительно сельскохозяйственной продукции для нужд метрополии – империи «Третий Рейх». При этом планировалось сохранение в этих округах колхозов и совхозов, как удобных и готовых к использованию средств организации сельхозпроизводства. И, как следствие, сохранение промышленности в этих гипотетических округах не имело смысла и не противоречило, в частности, планам уничтожения промышленности Урала силами авиации .
Вместе с тем, такое долгосрочное планирование организации оккупационного режима сочеталось с вариантами, отводимыми, в планах захватчиков, уральской зоне. В таких «предварительных планах» Урал рассматривался как плацдарм для распространения оккупации на азиатскую часть СССР. Так, возглавлявший СС Гиммлер, заявлял, что в планах Рейха: «...не только раздел России на малые государства, но и распространение немецкой сферы влияния далеко за Урал». Кроме того, зафиксированы разговоры Гиммлера и рейхсминистра авиации Геринга, в которых обсуждался вопрос о необходимости организации на Урале аэродромов, с которых могли бы наноситься удары по военным и промышленным объектам азиатской части СССР. Вероятно, для реализации этих планов должна была быть сохранена, если не промышленность, то хотя бы инфраструктура Урала (дороги, электроснабжение, нефтедобыча и производство горючего). О том, что такая забота захватчиков о сохранении инфраструктуры и некоторых производств, не только предполагалась, но и реализовывалась в практической деятельности оккупантов, говорят несколько примеров. Так, многократные полеты самолетов-разведчиков над городами Поволжья далеко не всегда завершались их бомбардировкой, что оставляет место для мнения о том, что эти полеты предназначались не только для выбора и изучения объектов бомбометания, но и для детальной оценки потенциала промышленных и хозяйственных объектов, с целью их подготовки к использованию после предстоящей оккупации. К примеру, в ходе боев за овладение районами добычи и переработки кавказской нефти, имелись случаи, когда командование Вермахта снаряжало специальные «антидиверсионные отряды», имевшие своей целью сохранение структуры нефтедобычи для собственной эксплуатации в условиях оккупации.
Эти отряды, в боевой обстановке, угрожавший захватом немцами районов нефтедобычи, препятствовали подразделениям НКВД выполнять подрыв, и уничтожение иными способами, нефтедобывающей инфраструктуры с целью недопущения ее попадания в руки врага.
Таким образом, в доступных для ознакомления документах, нет однозначного ответа на вопрос о том, каковы были планы гитлеровского командования относительно участи, отводимой в планах захватчиков, непосредственно Уфе. Положение, которое в перспективе отводилась захватчиками Уфе, варьируется от мнения о возможности реализации попыток полного уничтожения ее промышленности, до допущения сохранения наиболее ценных производств и инфраструктуры города для использования в своих целях после оккупации. В числе таких «сохраняемых» ценностей предположительно можно назвать предприятия нефтепереработки, заводы по ремонту подвижного состава (к примеру, ПРЗ), а так же железнодорожную сеть, в том числе ж.д. мост, а также городской аэропорт и ведомственный аэродром в Максимовке.
Даже согласившись с нашими предположениями, о том, что полеты самолетов-разведчиков Люфтваффе не имели целью обязательную подготовку, к запланированной на ближайшее время бомбардировке, все же не следует считать, что население Уфы, ее предприятия и сооружения были в абсолютной полной безопасности.
Имеется целый список аргументов, доказывающих, что самолеты-разведчики Люфтваффе наряду с фотографированием были способы совершать и бомбардировку объектов фотографирования. Есть примеры, когда такая возможность была самолетами-разведчиками реализована.
Таким образом,любой самолет-разведчик , пролетавший над Уфой мог оказаться бомбардировщиком и сбросить на город смертоносный груз.

Продолжение следует...

Автор:Фарит ЛАТЫПОВ
Читайте нас: