Все новости
ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ
29 Июля 2020, 21:57

"Небесная бухгалтерия". Часть вторая

Тема небоевых потерь ВВС РККА сложная и неоднозначная. Она подлежит отдельному тщательному изучению. С сожалением можно сказать одно – в советских ВВС небоевые потери были в два раза выше, чем в люфтваффе.Таким образом, соотношение советских и германских боевых потерь самолетов в воздушных боях составляет 1 к 1,5 в пользу ВВС Красной (Советской) армии.

В 1988 году под общей редакцией генерал-полковника авиации Л. Батехина вышла книга «Воздушная мощь Родины», где на стр. 246 указано: «Из 77 тыс. вражеских самолетов, уничтоженных в годы войны на советско-германском фронте, 57 тыс. – на боевом счету летчиков… Славные соколы нашей Отчизны в ожесточенных воздушных сражениях разгромили хваленную немецкую авиацию». В целом можно отметить, что в послевоенное время советская сторона всегда придерживалась именно подобных статданных. В данном случае соотношение потерь 1 к 1,3 в пользу советской стороны.
Также Корнюхин приводит в своей работе данные по потерям люфтваффе по справочнику «Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. в цифрах», где указано о 52850 уничтоженных немецких самолетах.
Если брать количество потерь боевых машин немецких ВВС на Восточном фронте в пределах 52850 машин, то и в этом случае потери немецкой стороны больше советских – 1 к 1,2. И это без учета потерь ВВС союзников Гитлера на Восточном фронте – Румынии, Италии, Венгрии, Финляндии, Японии… Безапелляционные заявления о том, что немецкие летчики явно превосходили в мастерстве советских пилотов, не имеют объективных данных, кроме голословных утверждений в мемуарах немецких генералов и отдельных западных историков, основанных на теории арийского солдата – сверхчеловека и геббельсовской пропаганды. Действительно, в первые недели и месяцы войны 1941 года немецкие пилоты, получившие боевой опыт в сражениях в небе Польше и Западной Европы, некоторое время превосходили по мастерству советских летчиков. Но уже в 1942 году, когда в основном погибли опытные немецкие асы, воздушные бои велись почти на равных, а в 1943 году советские ВВС прочно захватили инициативу в воздухе. Необходимо также иметь в виду то, что сотни советских летчиков уже имели хороший боевой опыт, полученный в сражениях в Китае, Испании, на Халхин-Голе и в советско-финской войне.
В июле 1942 года командующий ВВС Юго-Западного фронта генерал-лейтенант авиации Ф. Фалалеев, в будущем маршал авиации, уже отмечал: «Воздушные бои показывают, что противник бросает в бой свой слабо подготовленный состав. В числе сбитых и взятых в плен немецких пилотов имеются недоучки, совершившие после окончания школы всего 1–2 боевых вылета. Из показаний пленных установлено, что прослойка этой недоучившейся части летных кадров в частях и подразделениях фашистских ВВС, действующих против нашего фронта, очень высока – до 50–60%». То есть по истечении года Великой Отечественной войны в люфтваффе уже начались серьезные проблемы с летными кадрами, и в дальнейшем они будут только нарастать, углубляться в качественном и количественном аспекте.
5 июля 1943 года в районе Белгорода в ходе Курской битвы попал в плен немецкий летчик-истребитель. Он рассказал: «Эскадра (авиадивизия) “Удет” прилетела с Кубани. Там мы понесли большие потери, но к лету получили на пополнение молодых летчиков, которые не умеют как следует драться. Вот и несем тяжелые потери. Русские летчики стали драться куда сильнее. Видимо, у вас сохранились старые кадры. Я никогда не думал, что меня так скоро собьют». Ценное признание опытного противника о достоинствах русских летчиков.
После вступления летом 1944 года Советской армии на территорию Германии солдаты вермахта, в том числе и люфтваффе, окончательно осознали свое скорое поражение в войне. Население и войска устали от шестилетней войны, боевой и моральных дух резко снизился, наметились признаки явного разложения. На фронте свирепствовали карательные отряды СС и военно-полевые суды, расправлявшиеся с дезертирами, пораженцами, умышленно отставшими от своих частей, симулянтами и так далее.
В 1944-45 годах среди летного состава люфтваффе наступила заметная деградация в подготовке пилотов, как следствие – снизилось их боевое мастерство. Германские потери стали больше, чем потери советских летчиков в 1941-42 годах. В эти же годы люфтваффе испытывали острый дефицит в ГСМ, запчастях, оборудованных аэродромах, ремонтных базах, что еще более ухудшало боеготовность летных экипажей. Потери невосполнимо росли. Гибли пилоты-асы, а процент новичков постоянно увеличивался. Не внесло коренного перелома в воздушных боях поступление в 1944/45 годах на вооружение в люфтваффе реактивных самолетов-истребителей одномоторных «мессершмит-163» и «хеншель-176», двухмоторных «мессершмит-262» и бомбардировщика «арадо-234». Инициативу в воздухе прочно удерживали советские, английские и американские пилоты. По мнению военных и историков, появление немецких реактивных самолетов на завершающем этапе Второй мировой не оказало существенного влияния на боевую воздушную обстановку, так как время было безвозвратно упущено.
В советских ВВС наблюдалась противоположная картина. Снабжение ГСМ было в необходимых количествах, боеготовность частей и соединений ВВС планово повышалась, потери уменьшались. Количество летчиков-асов возрастало.
Интересные сведения изложены в книге М. Кожевникова «Командование и штаб ВВС Советской армии в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (М., 1977, стр. 258). Речь идет о результатах сражений противоборствующих сторон по годам войны. «В 1941 году на один потерянный нами самолет в среднем приходилось 32 самолето-вылета, в 1943-м – 72, в 1945-м – 165 самолето-вылетов. У противника только в 1942 г. на один уничтоженный самолет приходилось 25,5 самолето-вылета, в 1943 г. – уже 22,5, а в 1945 г. – только 11 самолето-вылетов». Отсюда видно, что немецкие самолеты обладали явно меньшим сроком боевой эксплуатации и намного быстрее уничтожались в боях.
В то же время общие потери самолетов ВВС СССР почти на треть выше, чем немецких. Объясняется это в первую очередь большим удельным весом небоевых потерь – 51 процент – и низким качеством изготавливаемых советских самолетов в военных условиях ввиду массовой эвакуации авиационных заводов вглубь страны, острого дефицита качественных материалов – алюминия, высокосортной стали. В ходе строительства самолетов широко применялась древесина специальной обработки, так называемая дельта-древесина, фанера и парусина. Так, например, советский «летающий танк» Ил-2 имел более 50% деревянных деталей, что отрицательно сказывалось на качестве и боевой живучести машин. В большинстве советских истребителей применялось множество деревянных деталей. Более того, они имели фанерно-полотняную обшивку, которая в полевых условиях эксплуатации самолетов от влаги и сырости быстро выходила из строя. Даже моторесурс изготавливаемых авиадвигателей был рассчитан на несколько полетов, после чего они требовали замены или ремонта. Происходило это из-за применения некачественного низкосортного металла, недостаточной точности и чистоты обработки поверхности изготавливаемых деталей авиамоторов. Опытные инженерно-технические работники и профессиональные рабочие авиапромышленности ушли на фронт, их заменили женщины, пенсионеры, учащиеся и колхозники, что явно не повысило качества изготовления самолетов.
Весьма странно и шаблонно, как и все битые на Восточном фронте военачальники, объясняет неудачи люфтваффе генерал-фельдмаршал Альберт Кессельринг: «Гитлер не отвел авиации положенного ей первого места в вооруженных силах, а Геринг не сумел сделать из перспективы неограниченной воздушной войны никаких тактических, технических и организационных выводов… В поражении оказались виновными не немецкие летчики и не немецкая авиационная техника – виной всему была неправильная концепция о войне вообще и неправильное реагирование на несомненные признаки появления нового в частности». И это написал верный паладин фюрера, бывший начальник Генштаба люфтваффе, близкий человек Геринга. Так беспардонно вели себя многие генералы и фельдмаршалы при написании мемуаров. Виноваты во всех поражениях люфтваффе дилетант Гитлер и погрязший в роскоши Геринг, но не отважные советские и англо-американские летчики, разгромившие летчиков люфтваффе.
Полный мемуарный набор победителей в глазах побежденных выглядит несколько шире. Сюда обязательно добавляются генерал Мороз, генерал Грязь и генерал Бездорожье. Подобных мемуаристов нисколько не беспокоит моральная сторона. 12 лет – с 1933 по 1945 год – все эти генералы и фельдмаршалы были ярыми «хайльгитлеристами», с удовольствием получали из рук обожаемого фюрера высокие должности и оклады, воинские звания и награды, восхищались его выдающимся умом и военными талантами, вместо с доктором Йозефом Геббельсом слагали оды в честь великого фюрера, создателя Третьего рейха. После войны, оказавшись у разбитого корыта, они вдруг разом прозрели и позорно позабыли о том, кто их 12 лет кормил, поил и награждал. Вспомнили о том, что Гитлер был ефрейтором и не имел военного и университетского образования, не обладал выдающимися способностями, а был всего лишь дилетантом, который, вопреки советам образованных, умных и способных генералов и фельдмаршалов, проиграл в одиночку Вторую мировую войну. Такое поведение гитлеровского генералитета в послевоенное время вызывает недоумение и осуждение у профессиональных военных любых стран. Даже проигравшие войну генералы должны вести себя с честью и достоинством. На подобных позициях находятся и многие западные историки-фальсификаторы. По их мнению, не доблестные советские солдаты, сержанты, офицеры и генералы победили нацистско-фашистское воинство, а дилетант Гитлер проиграл войну из-за русских Мороза, Грязи и Бездорожья.
Автор:Наиль ШАЯХМЕТОВ
Читайте нас: