В первую очередь нужно отметить ряд серьезных моментов. В период любых войн противоборствующие стороны необоснованно увеличивали в своих донесениях потери противника, всемерно при этом занижая собственные потери. Подобное завышение и занижение в нацистской Германии носило официальный характер и всемерно раздувалось геббельсовской пропагандой. Советский историк, длительное время занимавшийся данной тематикой, Борис Урланис в своей замечательной книге «История военных потерь» (СПб. – М., 1999) на стр. 198 пишет: «Гитлер всячески пытался преуменьшить свои потери в войне с СССР. Результатом этого систематического обмана явилось то, что никто в Германии не верил официальным данным о потерях германской армии». Министр пропаганды и вранья доктор Йозеф Геббельс был крупнейшим специалистом в этом деле.
По мнению руководителей Третьего рейха, немцы являлись по своей природе якобы сверхчеловеками и были обязаны воевать лучше других людей планеты, так как последние якобы относились к «унтерменшам», то есть недочеловекам. Поэтому приписки осуществлялись также согласно нацистской теории «арийской расы». При этом очень важна система учета потерь противника, применяемая в войсках. Как показывает изучение опубликованных документов и материалов люфтваффе, доказательством воздушных побед летчиков кроме рапортов, являлись кинофотосъемка или письменное свидетельство члена экипажа своего или другого самолета. В действительности даже попадание в воздухе пушечно-пулеметных очередей в самолет не означало его верного уничтожения. Зачастую они, получив повреждения, оставались держаться в воздухе и уходили на свой аэродром или совершали вынужденные посадки, а после ремонта возвращались в строй.
Нередки были случаи, когда члены экипажей других самолетов, в том числе ведомых, давали неподтвержденные письменные сведения. Здесь речь идет об элементарных приписках, которые нередко выявлялись руководством авиачастей. В то же время командование люфтваффе в принципе поощряло приписки и не вело беспощадной борьбы с данным негативным явлением. Американский ученый Майк Спик в своей книге «Асы люфтваффе» (Смоленск, 1999) на стр. 313 указывает по обсуждаемому вопросу: «Заявки немецких летчиков по поводу одержанных побед часто вдвое или втрое превышали истинные потери соперника». Российский историк Г. Корнюхин в предисловии к упомянутой книге (стр. 10–11) дополняет мысль автора. В ходе воздушной войны с Англией в 1940 году «Благодаря вмешательству Геринга, оставившему подтверждение сбитых самолетов противника на совести пилотов, британские потери были завышены немцами в три раза. Такое положение дел в еще большей степени сохранилось и на Восточном фронте». Мнения авторов различных стран разительно совпадают, что дает основание не сомневаться в их научной достоверности.
В советских войсках система учета сбитых самолетов была намного строже. Кроме кинофотодокументов необходимы были письменное подтверждение представителей наземных войск, членов экипажей других самолетов, письменный рапорт пилота и члена экипажа. После этого командование принимало решение о наличии или отсутствии воздушной победы. Надо понимать – нередко воздушные бои проходили за линией фронта, где советских наземных войск не было. Соответственно, не было и подтверждения о воздушных победах летчиков.
Кроме того, в штрафных авиаподразделениях советских ВВС учет воздушных побед персонально за летчиками не осуществлялся, а велся общий итог сбитых самолетов противника штрафным авиаподразделением. Также за дисциплинарные проступки командование могло наказать советских летчиков несколькими «незачетными днями». Летчикам, выполнившим боевые вылеты и сбившим самолеты противника в эти дни, на личный боевой счет они не зачислялись. Наши знаменитые летчики трижды Герои Советского Союза Иван Кожедуб и Александр Покрышкин, по официальным данным, сбили, соответственно, 62 и 59 самолетов противника. Но в действительности, как показывают архивные исследования некоторых историков, они сбили каждый по 100 и более самолетов.
Героизм и отвага советских летчиков не имели границ. Они совершали такие поступки, которых избегали асы люфтваффе. Воздушные и огненные тараны советские пилоты и экипажи самолетов применяли сотнями. До сих пор помнят в нашей стране Героев Советского Союза капитана Н. Гастелло, младшего лейтенанта В. Талалихина и многих других. Причем тараны пилоты Красной армии начали применять с первого дня войны – 22 июня 1941 года.
Была и другая категория летчиков-патриотов. Например, летчик-истребитель майор А. Маресьев был сбит в воздушном бою, получил тяжелое ранение, ему ампутировали голени обеих ног. Освоив протезы, добился возвращения в авиацию и продолжил успешно воевать летчиком-истребителем в составе 63-го гвардейского истребительского авиаполка. Сбил 7 самолетов противника. Стал Героем Советского Союза.
Летом 1944 года в 3-й бомбардировочный авиакорпус вернулся из госпиталя после ранения и ампутации голени до колена лейтенант И. Маликов. Вначале он начал летать на связном самолете ПО-2. Затем добился перевода на пикирующий бомбардировщик ПЕ-2. Сделал 86 боевых вылетов. Дошел до Берлина. Стал Героем Советского Союза.
Летчик гидросамолета-разведчика Леонид Елькин в июне 1942 года был тяжело ранен в голову и перестал видеть на один глаз. После выздоровления добился возвращения в строй. Летом 1943 года по просьбе английского командования сумел найти и сфотографировать самый крупный фашистский линкор «Тирпиц», по которому англичане впоследствии нанесли авиаудар, надолго выведя его из строя. В январе 1944 года стал Героем Советского Союза. 29 февраля 1944 года командир эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиаполка ВВС Северного флота капитан Елькин не вернулся на базу.
Герой Советского Союза, полный кавалер ордена Славы старший лейтенант И. Драченко – летчик-штурмовик 140-го гвардейского штурмового авиаполка 2-й военной армии. В воздушном бою потерял глаз, но продолжил воевать на летающем танке Ил-2. Совершил более 150 боевых вылетов.
Этот список героев-летчиков далеко не полный, и его можно продолжить.
Об уровне потерь немецкой авиации на Восточном фронте можно судить из следующих данных. За девять недель работы «воздушного моста» в районе Сталинграда ВВС РККА до 31 января 1943 года было сбито 495 самолетов, привлекавшихся к транспортировке грузов. Из них: 369 – трехмоторных транспортных «юнкерс-52», 69 – двухмоторных бомбардировщиков «хейнкель-111», 42 – двухмоторных бомбардировщика «юнкерс-86», 9 – четырехмоторных транспортников «фокке-вульф-200», 6 – четырехмоторных транспортников «юнкерс-290». А в целом авиация противника только за этот период потеряла 1416 машин.
По немецким данным, на Восточном фронте с 1 декабря 1942 года по 30 апреля 1943 года люфтваффе потеряли 8810 самолетов, в том числе 1240 транспортных, 2075 бомбардировщиков, 560 пикирующих бомбардировщиков, 2775 истребителей. Это две трети потерь люфтваффе на всех театрах военных действий (Г. Литвин, «Сломанные крылья люфтваффе», опубликовано на сайте «Военная Африканда»).
За годы войны, согласно последним данным, советские летчики уничтожили на советско-германском фронте 62936 немецких машин.
Советская авиация в годы войны потеряла 88,3 тысячи боевых самолетов. Из них небоевые потери – 51 процент. Отсюда видно, что в воздушных боях сбито 43,1 тысячи боевых советских самолетов.