Все новости
ТЕАТР
27 Мая , 11:00

Рептилоиды из-за МКАД

РИА Новости/театр
Фото:РИА Новости/театр

Премьера нынешнего сезона «Космос» в Театре имени Пушкина (режиссер Игорь Теплов) — это грустноватая бытовая комедия из провинциальной жизни со звездой в главной роли. Что очень важно в выбранном жанре — чтобы была звезда, и ей все подыгрывали. Звезда — Виктория Исакова — играет блестяще, показывая несомненный комический дар. Дар именно бытовой комедии — актриса делает своего персонажа, провинциальную училку, карикатурной, даже анекдотичной (чего стоит один подчеркнутый как бы татарский акцент, а уж кошмарный паричок!). Ну и, по известному закону восприятия, при этом нам ее еще и жалко.

Итак, Татьяна Викторовна Гизатуллина живет в далекой Бугульме, показанной, натурально, как образец провинциальной дикости (не советовал бы театру ехать туда с гастролями! А нам смешно за тамошними наблюдать). Муж (изрядный хам и абьюзер) давно в могиле. Взрослый сын (Андрей Гращенков). Школьная рутина (яркие, карикатурные образы учителей «в одну краску», но четко сыграны Сергеем Ланбаминым, Ириной Марковой, Сергеем Миллером), вечная брань с подростками. Быдловатые подруги (яркая карикатура в исполнении Натальи Корогодовой). Но вдруг проносится весть, что к ним может заехать ее бывший одноклассник Сергей, ставший космонавтом, Героем России и все такое! И героиня Исаковой преображается, расцветает, нелепо и трогательно… Тут и воспоминания — он ей карандашик подарил! Может и влюблен был! И надежды на изменение этой опостылевшей жизни!.. Космонавт не приехал. Собственно, как мы и предполагали.

И вот тут самое интересное. Пьеса «Космос» идет во многих театрах страны, она написана Алексеем Житковским (который, кстати, был в зале театра; жаль, что не вызвали на поклоны) по-современному хитро и ловко. В ней есть мертвецы и диалоги с ними. В ней есть песни Дэвида Боуи. В ней есть метафизика. Даже социальная критика.

РИА Новости/театр
Фото:РИА Новости/театр

Постановщик сознательно прошел мимо всего этого — не меняя принципиально текст, но делая главной именно бытовую линию, все остальное, проводя по разряду провинциальных чудачеств и антуража. Мол, мало ли какие дикости творятся за МКАДом. Понятно, что в провинции так пьесу ставить нельзя — над кем смеяться, над собой, что ли? Москвичи же (и особенно причислившие себя к ним «понаехавшие») над «деревенскими», «чудиками» хохочут от души. И, кстати, вполне беззлобно — возможно, узнавая себя.

Отдельно стоит отметить сценографию Ольги Кузнецовой — яркую, хотя и функциональную. Чего-то современные пьесы ставят частенько в мрачных, аскетичных декорациях, а тут, на радость публике, фантазия художника разгулялось. Тут и разбитый трехметровый глобус, и развешенные планеты, и скафандр, с которым беседует героиня (он есть и в пьесе, но здесь какой-то прямо красивый, большой, убедительный). Так сказать, региональный быт во всех красках. Экзотика! Отдельный от нашего, столичного, космос, безвоздушное пространство, заселенное рептилоидами и гуманоидами. Ну, весело, чо.


Мой рейтинг: 8/10

#театрзапискизрителя

Автор:Михаил ГУНДАРИН
Читайте нас: