«Одна и один» в Театре на Бронной (премьера прошла буквально несколько дней назад, я был на самом первом спектакле) — очень личное высказывание Константина Богомолова о смерти и любви — побеждающий ее? Это вряд ли. Уступающей ей? И это не так. «Сильна как смерть любовь» — вот это старое высказывание подходит лучше всего.
В главных ролях — Вера Майорова и Александр Збруев. Каждому из исполнителей уже за 85! По сюжету — дело происходит в современной больнице Вероны (декорации функциональны и лаконичны, никакого любимого режиссёром видеоарта). Она — умирает, и больничная палата превращается вдруг в Верону шекспировскую, а Он, ее старый муж, в Ромео… Появляются герои Шекспира — они же врачи, больные, родственники. Такое смешение планов реального и шекспировского дано постановщиком очень эффектно и трогательно. Потому что замешано вот именно на близости неизбежного у героев (отчего имеет, так сказать, естественное объяснение — спутанность сознания, такой типичный киношный прием). И, уж чего греха таить, наши любимые актеры тоже очень, очень не молоды… Видно, что им уже непросто на сцене. Но! Нет даже тени «бенефисности», эксплуатации их возраста и просто имени (чем был испорчен, например, недавний спектакль «Пиковая дама» в Театре Моссовета с Валентиной Талызиной — да и много какие другие спектакли). Слава Богу, и Майорова, и Збруев регулярно играют в спектаклях текущего репертуара (она на Бронной, где служит уже 60 лет, кстати), он — в Ленкоме. Так что сведение их на одной сцене — это вполне оправданное художественное решение. Повторю, получилось ярко. Когда Джульетта умирает, в зале все рыдают. Все же оставляет в сомнении странный хронометраж спектакля: всего час десять. Как будто это некое лирическое стихотворение. Причем стихотворение постмодернистское. В котором, и это, безусловно, манера Богомолова, сошлось много чего — например, песня «Что тебе снится, крейсер „Аврора“». Или вполне полезные консультации психолога по общению с умирающими родными (звучат жутковато, что и требовалось, полагаю). Или случайные как будто сцены из Шекспира с параллельными главным героям, молодыми Ромео и Джульеттой. Что объединяет этот разнородный материал?
Именно что эмоциональность высказывания, где чувства важнее тонкой расчетливости искусства (к счастью, не настолько, чтобы испортить дело). Собственно, можно спорить только о том, искренен ли тут Богомолов — и тогда шероховатости можно пропустить мимо глаз, или это имитация искренности — и тогда стоит говорить о недоработках. Мне-то кажется, что это искренняя вещь — повторю, и зрители восприняли ее именно так.
Мой рейтинг: 8/10