Предпремьерный показ спектакля Кирилла Вытоптова «Гордая» в Театре на Бронной именно что показал: вещь пока сыровата, но это полбеды, а вот с режиссерской концепцией, похоже, беда-беда.
Перед нами — инсценировка раннего, и, пожалуйста, самого неудачного романа Достоевского «Униженные и оскорбленные». История злодея-аристократа, несчастной любви, соблазнения, обмана, детских смертей, трущоб… Такой уж совсем Эжен Сю, справедливо высмеянный тогдашней критикой. Тут, конечно, есть нюанс: это все равно Достоевский, который и в неудачных вещах дает читателям то, чего другим дать не дано. Более того, в написанном сразу после тяжелой каторги и ссылки романе уже есть все главные темы Достоевского. А некоторые эпизоды волнуют безо всяких оговорок и сегодня. Но это требуется извлечь из-под спуда каких-то неловких ходов, картонных персонажей, вообще сентиментальности, архаичной и для того времени.
Вытоптов не справился, и его работа (спектакль идет 3 с половиной часа!) стала сущим мученики что для тени гения, что для живых зрителей, дружно покидавших зал (для такого театра, сие конечно, позорно). Во-первых, нужно еще поработать перед официальной премьерой над сыгранностью актеров, над мизансценами. Да они и слова забывают! Говорю об этом вскользь, ибо вопрос решаемый. Ну и сократить бы хронометраж, хоть на полчаса — это точно возможно без ущерба действию. Хуже другое. «Униженных», как представляется, можно было интерпретировать на сегодняшней сцене по разному. Например, как жестокий романс, усилив и сгустив сентиментальность истории. Или наоборот — подчеркнув абсурдность ситуации с позиции сегодняшнего дня, сделав нечто вроде водевиля. Можно было даже дать реализма, затушевав неестественные страсти, подчеркнув те психологические ходы, которые в романе уже есть. В спектакле, увы, мы не увидели ни этого, ни чего-либо другого — так, просто инсценировка (кстати, инсценировал роман сам режиссер — может, лучше было бы доверить драматургу?). Ну да, спектакль снабжен модными штучками — действие на большом экране комментируют типа как современные видеоблогеры, герои выбегают из зала и ходят по театру, за ними камера, и все это мы видим опять же на экране в пол-сцены.
Короче, творческое влияние руководителя театра, Константина Богомолова, налицо. Но в данном случае это становится лишним отягощением для еле-еле и без того ползущего действия. При этом сценография Наны Абдрашитовой удачна (на поворотном круге сооружение из гаражей-ракушек, оборачивающееся к зрителю разными локациями). К актерам, в общем, претензий нет — их, как в таких случаях и бывает, скорее жалко: режиссер их обидел и подставил. Пожалуй, только с беспримесным злодеем-князем все понятно, его Андрей Фомин играет эксцентрично и, что называется, с удовольствием.
Понятно и с однозначно униженно-оскорбленной сироткой Нелли, она в исполнении Анны Патокиной, уверен, зрителям запомнится. С другими же персонажами нет определенности, кажется, у самого режиссера. У Вытоптова на Бронной идет несколько вещей, то есть, на нем во многом держится репертуар (в основном, конечно, на самом Богомолове) — поэтому его нынешняя неудача для театра обидна.
Мой рейтинг: 5/10