Премьерный спектакль «Пиковая дама», поставленный Игорем Яцко на сцене театра Моссовета — это, как говорится, дань уважения исполнительнице главной роли Валентине Талызиной. И — ничего больше. Ну, она этого заслуживает — 88 лет, в Театре Моссовета служит с 1958 года, уж не говоря о народной любви. Советских звёзд у нас все меньше, надо ценить. Талызина сама была инициатором постановки, участвовала в подготовке инсценировки и так далее. В общем, перед нами бенефис. Актриса держится бодро, говорит четко, хотя без поддержки из кресел не встает (что вполне допустимо для роли). Но…
Да что я все хожу вокруг да около — спектакль неудачный. Инсценировка, в которой смешались куски текста повести с оперными фрагментами, ни к месту звучащими пушкинскими стихами в исполнении той же Талызиной, ещё какими-то стишками, похоже, современными, ещё с какими-то сценами, взятыми непонятно откуда… Хаотичное действие в как будто случайных декорациях…
Некоторые удачные сцены (коллективное исполнение романсов) сочетаются с затянутыми, проваленными. Благо, меньше двух часов без антракта, высидеть ещё можно. Что ещё? Станислав Бондаренко в роли Германна делал что мог. Ну, на такого красавца — персонаж дан им в строго роматическом, таинственном ключе — зрительницам посмотреть было приятно. Режиссера откровенно жалко. Он работал под давлением — с одной стороны, виновницы бенефиса, с другой — властей.
Да, на премьере был г-н Кибовский, экс-министр, ныне советник мэра, который объявил о спектакле как о подарке и пообещал ещё чего-нибудь в этом роде. Даже не знаю, как к этому относится. А «подарить» публике просто хороший спектакль, с ярким, свободным режиссёрским решением, не судьба?
Уже писал как-то, что такого рода постановки можно назвать и несколько циничными — зазывают смотреть на актёра «пока он жив». Но с другой стороны, театр есть театр, и этот цинизм в его природе. А за Талызину можно только порадоваться, подарок и почести, повторю ещё раз, она заслужила.